Все отзывы посетителя v10
Отзывы (всего: 1 шт.)
Рейтинг отзыва
Анджей Сапковский «Сага о Рейневане»
v10, 6 марта 2014 г. 14:02
Дочитал третью книгу цикла о приключениях Рейневана, и теперь, по прошествии некоторого времени хочу поделиться своими ощущениями от произведения.
Так получилось, что до того, как завершить чтение всей саги, я прочитал первую книгу три раза, а вторую два. Действительно, этот цикл располагает к перепрочтению, чему способствует богатый язык книги, интересная эпоха и ее описание, на фоне чего и происходят приключения наших героев.
Тут стоит заметить, что замечательно описанные события того времени, органично дополнены элементами фентези, которые, по сравнению в циклом романов о ведьмаке Геральте присутствуют в меньшем количестве и не играют такой важной роли в повествовании, тем не менее придают миру живости и глубины.
Множество различных сверхъестественных созданий, обитающих в лесах и реках, и появляющихся в повествовании буквально на пару страниц, магия, ритуалы и колдовство — все это воспринимается так же реально, как и действительно имевшие место в истории события.
На страницах трех книг описывается множество событий, в которых принимает участие множество персонажей. На протяжении повествования вниманию читателя представляется множество сюжетных линий, что позволяет назвать этот цикл в некотором роде монументальной работой писателя. Но один из минусов состоит в том, что некоторые второстепенные герои, имеющий, казалось бы неплохой потенциал к развитию на протяжении книг, порой бесследно исчезают. Или внезапно появляются.
Например, что было дальше с Рупилиусом Силезцем? Если автор не собирался далее использовать этого персонажа, зачем нужно было на протяжении нескольких десятков страниц описывать попытки Рейневана попасть в замок Троски, встречу с Рупилиусом и обещание вернуться за ним через два года?
Откуда взялась Рикса? Нет, понятно, что введение дополнительных персонажей для участия в событиях книги — это дело автора. Но, учитывая то, что о ней не было никакого упоминания на протяжении двух с половиной книг, а потом она вдруг появляется для того, чтобы сыграть значительную, если не сказать, решающую, роль в судьбе Рейневана, создается такое впечатление, что она была придумана автором уже в процессе приближения финала повествования.
То же самое касается и Сибиллы.
В некоторых местах встречаются некоторые мистические намеки в отношении Ютты и Эленчи. Однако они также не получают продолжения.
Откуда взялся спасший Эленчу полиморф? Молчит писатель.
Вообще, складывается такое впечатление, что автору не хватило книжных страниц. Если события в первых двух книгах описываются емко и размеренно, то в третьей книге писатель начинает пропускать целые периоды или описывает, казалось бы, важные события довольно схематично. Например, взятие замка Сенсенберг.
Этот замок наводил ужас на множество людей, включая главных героев, представлялся в описаниях как что-то зловещее, в нем располагались Черные Всадники, это было секретное убежище Биркарта Грелленорта. И его взятие описано несколькими абзацами.
То же касается битвы при селе Липаны. Битвы, в которой гуситы потерпели решающее поражение. Битвы, после которой гуситское движение, — вроде как основная тема произведения, — практически перестало существовать.
Теперь давайте поговорим о персонажах, принимавших более длительное участие в повествовании.
Я лично не могу сказать, чтобы кто-то из них, включая главных героев, показался мне, описанным так, чтобы восприниматься реальным человеком. Не хватает глубины, четкости. Может, каких-то мелочей, раскрывающих его характер, мотивацию. Что тут еще можно сказать, если личность даже главного героя остается для читателей не полностью раскрытой, его мотивация остается загадкой. В начале цикла, в первой книге, читателю показывают Рейневана, как неискушенного и наивного молодого человека. Это понятно, потому что развитие истории предполагает также развитие и самого персонажа. Однако проблема в том, что этого не происходит. Пройдя через все те события, что описывается на протяжении трех книг он остается точно таким же, как и в начале.
Возможно, автор и хотел его показать именно таким, не влияющим на свою судьбу, постоянно используемым другими — как людьми, так и, собственно историей, происходящими событиями. Возможно это именно история — главный герой цикла, это события происходят на фоне жизнеописания Рейневана, а никак не наоборот. Но тем не менее, несмотря на регулярные заявления Рейневана о том, что он наконец-то поумнел, что теперь-то он понимает, как, что и почему, каждая следующая сцена убеждает читателя в обратном.
Теперь о спутниках Рейневана.
Могу сказать, что это любопытные персонажи, за ними интересно наблюдать, им стоит сопереживать. Но и они в какой-то степени статичны. Это, возможно было бы нормально для рассказа, или повести, но в таком произведении, на страницах которого описаны глобальные изменения в мире, или по крайне мере, его части, застывшие во времени персонажи — это значительный минус.
Я не скажу, что меня восхитил намек на то, кем же в действительности был Самсон — тайна, бережно оберегаемая автором на протяжении всего повествования.
То же самое и с рассказчиком, вроде как от лица которого ведется повествование. Что он делал несколько лет после того, как решил уехать. Почему он еще не там? Вроде как бы недосказанность, прием порой уместный, но не сказать, что в данном случае. Мог бы быть этот рассказчик совершенно отдельным персонажем и нисколько не повредило бы это повествованию.
А вот где недосказанность, по моему мнению, не помешала бы, так это в концовке. Мне кажется, что последняя глава третьей книги лишняя. Потому что именно она окончательно дает понять, что главный герой, которому мы сопереживали, за приключениями которого следили на протяжении трех книг, оказался именно тем, кем мы его подозревали, но чему до конца не верили — игрушкой в руках истории, людей и событий. Человеком, не творящим свою судьбу, не выбирающим свой путь, а всего лишь тем, за кого кто-то другой принимал решения на протяжении всего повествования. Не главным героем.