Издательство «Издатель К. Т. Солдатенков» [Издание К. Солдатенкова]Годы существования: 1856 – 1901 Описание:Иллюстрация: Портрет К.Т.Солдатенкова (офорт, Рундальцев) ========= Солдатёнков Козьма Терентьевич (10[22].10.1818 — 19.05.[01.06].1901) — предприниматель, издатель, библиофил, коллекционер, один из крупнейших московских благотворителей, купец 1-й гильдии, потомственный почётный гражданин, академик петербургской Академии художеств. Коммерции советник. Родился в купеческой старообрядческой семье, систематического образования не получил, большую часть своего времени проводя (как и его старший брат Иван) в лавке отца, помогая ему по хозяйству и на практике изучая премудрости купеческого дела. В двадцать один год Солдатёнков стал самостоятельно вести дела и, кроме торговли пряжей, занялся дисконтом и стал пайщиком ряда крупных торгово-промышленных фирм. Унаследовал дело отца и в 1850-х гг. стал одним из наиболее крупных торговцев хлопчатобумажной пряжей в России. В начале 1850-х гг. Солдатёнков сблизился с кружком московских западников во главе с Т.Н.Грановским. В 1856г. Солдатёнков в партнёрстве с Николаем Михайловичем Щепкиным открыл Товарищество книгоиздания К.Солдатёнкова и Н.Щепкина (Первой книгой компании стали «Стихотворения» А.В. Кольцова, выпущенные в феврале 1856 года), а в 1857 — открыл книжный магазин. Издательская фирма не преследовала коммерческих целей: партнёры издавали труды передовых и малоизвестных широкой публике российских литераторов и зарубежных авторов. Здесь было выпущено первое в России 12-томное собрание сочинений В.Г.Белинского, а также сочинения Т.Н.Грановского, стихи Н.А.Некрасова, А.В.Кольцова, Н.П.Огарёва, Д.В.Григоровича, сборники «Народные русские сказки» и «Народные русские легенды» А.Н.Афанасьева. С 1895 года по инициативе и под редакцией М.П.Щепкина выходила «Библиотека экономистов» (11 выпусков: произведения А.Смита, Д.Рикардо, Дж.Милля, Д.Юма). Все книги были хорошо и дорого оформлены, а стоимость была невысокой, поэтому тиражи быстро раскупались. К 1862 году партнёрство Щепкина и Солдатёнкова распалось, и Козьма Терентьевич продолжил издательскую деятельность один, под единоличной фирмой «К.Т.Солдатёнков», сохранив просветительскую политику предприятия. Он издавал произведения И.С.Тургенева (первое издание «Отцов и детей» — были первой книгой, выпущенной Солдатенковым в 1862 году под своей единоличной фирмой), стихи А.А.Фета, Я.П.Полонского, С.Я.Надсона, исторические труды Василия Ключевского. Солдатенковым было издано более 30 оригинальных трудов русских ученых. Ученые чаще всего издавали свои работы на собственные средства. Выпустил немало книг российских историков, в том числе труды Ключевского. Им были выпущены «Очерки первобытной экономической культуры» Зибера, «Всеобщая история» Вебера (в переводе Николая Чернышевского), «Римская история» Моммзена, «История упадка Римской империи» Гиббона. К тому же Солдатёнков издавал дешёвые учебники и книги для чтения для крестьянских детей. В доме Солдатёнкова бывали И.С.Аксаков, А.П.Чехов, Л.Н.Толстой, И.Е.Забелин и др. В его подмосковном имении Кунцево (приобретено у В.Л.Нарышкина в 1865) устраивались славившиеся изысканностью обеды, шумные фейерверки и балы. Ряд исследователей указывают, что Тургенев использовал, сатирически заострив, некоторые черты характера и факты биографии Солдатенкова при создании образа купца Капитона Голушкина в романе «Новь». Собственная домашняя библиотека Солдатёнкова к 1901 году насчитывала около 20 тыс. книг на русском языке (историческая, философская, художественная литература, книги по искусству). С 1840-х гг. увлёкся коллекционированием. Основу его художественного собрания составляла картинная галерея. После покупки полотна К.П.Брюллова «Вирсавия» (1852) Солдатёнков начал собирать картины исключительно русских художников. В том же году во время первой заграничной поездки Солдатёнков познакомился с русскими художниками в Риме. Приобрёл 7 этюдов у А.А.Иванова, в том числе эскиз картины «Явление Христа народу». При составлении собрания пользовался советами Иванова. В коллекцию Солдатёнкова входили произведения В.А.Тропинина («Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль»), П.А.Федотова («Завтрак аристократа»), В.Г.Перова («Чаепитие в Мытищах, близ Москвы»), И.И.Левитана («Весна — большая вода») и др., сотни гравюр и рисунков, а также скульптуры М.А.Чижова, М.М.Антокольского, Н.А.Лаверецкого, Н.А.Рамазанова (скульптурные бюсты А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, И.А.Крылова). В художественное собрание входило и несколько десятков произведений западноевропейского искусства — картины и копии с античных скульптур. Коллекция Солдатёнкова, со временем получившая широкую известность в Москве, с середины 1850-х гг. размещалась в его доме (Мясницкая улица, 37) и была доступна для обозрения. Этот особняк, построенный в 1770—80-х гг., включал в себя палаты конца XVII в. После Отечественной войны 1812 года был перестроен (архитекторы О.И.Бове и А.Г.Григорьев) и получил ампирный облик. Вторично перестроен, став собственностью Солдатёнкова. По его заказу архитектор А.И.Резанов возвёл дополнительный объём для парадного вестибюля, придал новое декоративное оформление фасадам, изменил колоннаду портика. В соответствии с желанием Солдатёнкова наилучшим образом разместить своё художественное собрание в особняке появились комнаты с пышным декоративным оформлением — «помпейская», «византийская», «античная», «мавританская», «светёлка». Свою коллекцию русской живописи, книги по искусству (8 тыс. томов) и 15 тыс. экземпляров журналов Солдатёнков завещал Румянцевскому музею, где они экспонировались в двух залах до ликвидации музея в 1925; затем переданы в Третьяковскую галерею, Русский музей и др., книги — в Государственную библиотеку имени В.И.Ленина (ныне Российская государственная библиотека). В домашней молельне Солдатёнкова были иконы главным образом строгановской школы. К числу ценнейших относились подписные иконы XVI в. — «Погребение Иоанна Богослова» мастера Никифора Славина и «Неделя шестая о слепом» мастера Истомы Савина. Жемчужиной собрания был «Спас» Андрея Рублёва, приобретённый Солдатёнковым в Саввино-Сторожевском монастыре. Часть икон по завещанию поступила в Покровский собор Рогожского кладбища, где К.Т.Солдатёнков и был похоронен. После смерти Солдатёнкова его издательство продержалось всего два года. Все не распроданные издания по завещанию были переданы в дар городу Москве. Так же согласно завещанию на средства Солдатёнкова построена городская больница в Москве (им. С.П.Боткина). ================= Еще о доме К.Т.Солдатёнков на ул. Мясницкая, 37: В 1926 г. по адресу ул. Мясницкая, 33 в квартире 2 жила Варвара Васильевна Солдатенкова – преподаватель иностранных языков (по-видимому, она была внучатой племянницей Солдатенкова). Затем в усадьбе устроили санаторий, а в Отечественную войну разместили Ставку Верховного главнокомандующего И.В.Сталина. Ныне в здании находится приемная министра обороны. ©borch для fantlab.ru (по материалам сети) Литература: — Толстяков А.П., Издатель К.Т. Солдатёнков и русские писатели, в сборнике: Книга. Исследования и материалы, в. 25, М., 1972; — Белов С.В., Толстяков А.П., Русские издатели конца XIX — начала XX вв., Л., 1976; — Толстяков А.П., Люди мысли и добра. Русские издатели К.Т. Солдатёнков и Н.П. Поляков, М., 1984; — Боханов А.Н., Коллекционеры и меценаты в России, М., 1989, с. 17—20. — [Андреев А.], Картинная галерея К.Т. Солдатёнкова, в книге: Картинные галереи Европы, т. 1, СПб., 1862; — Иллюстрированный каталог картинной галереи Московских Публичного и Румянцевского музеев. Собрание К.Т. Солдатёнкова, М., 1901; — Отчет Московских Публичного и Румянцевского музеев за 1901 год, М., 1902; — Московские Публичный и Румянцевский музеи. Каталог картинной галереи, завещанной поч. чл. музеев коммерции советником К.Т. Солдатенковым, М., 1901; П.Б. — [Боборыкин П.Д.], Письма о Москве. Письмо третье, «Вестник Европы», 1881, № 7; Издательство прекратило своё существование. Всего изданий:7Внесерийные издания |
Куратор — БорЧ