Издательство «Мусагет»Годы существования: 1910 – 1917 Описание:«Мусагет» был организован в 1909 г. музыкальным и литературным критиком, старшим братом композитора Николая Метнера — Эмиилием Каарловичем Меетнером (20 декабря 1872, Москва — 11 июля 1936, Пильниц (Pillnitz) под Дрезденом). Название «Мусагет» — в честь Аполлона, — означает «водитель муз» Метнер, писавший под псевдонимом Вольфинг, объяснял название так: «…противопоставить царящему в современном искусстве дионисизму принцип гармонического аполлонизма; показать, что издательство принимает все девять муз, включая музу науки, понимаемой артистически, как культурная сила…». В число основателей издательства входили поэты Андрей Белый и Эллис (Л.Л.Кобылинский), а также литераторы и переводчики А.С.Петровский и М.И.Сизов. Секретарями «Мусагета» работали А.М.Кожебаткин (1911—1912 гг.), затем его сменил В.Ф.Ахрамович (1912—1913), и, наконец, с октября 1913 г. Н.П.Киселев (впоследствии выдающийся книговед). «Заведующим коммерческой частью» с 1914 г. был В В.Пашуканис. «Мусагет» объединял «младших» символистов: неоромантиков, неохристиан, мистиков, боровшихся со «старшими» символистами (издательство Скорпион, возглавляемое В. Я. Брюсовым), однако остававшихся в пределах одного лагеря. «Мусагет» открыто заявил, что менее всего намерен заниматься вопросами общественными, экономическими, политическими, что основная задача издательства — «скромное участие в искании и приложении путей к культуре автономной, свободной области». «Культура, — в понимании группы «Мусагета», — начинается с откровения, в основе ее лежит религиозная истина». «Младшие» символисты противопоставили «старшим» значение символа как внутреннего религиозного откровения, выступили с критикой попыток «старших» символистов рационализировать содержание внутреннего опыта. Интуитивизм, иррационализм, мистика, культ христианской символики и христианской религии в целом — такова теоретическая база работ «младших» символистов, издававшихся «Мусагетом». В сравнении со старшими своими собратьями в деятельности «младших» в более выпуклой, обнаженной форме выступило социально-политическое содержание символизма в целом как духовного оружия блока контрреволюционной буржуазии и дворянства. «Мусагет» издавал русские и переводные книги, в основном стихи поэтов-символистов, критику философского и религиозно-мистического профиля. Это было не просто издательство, но идейный центр, кружок единомышленников, разделяющих близкие взгляды — как писал Андрей Белый: «…фактически уже „Мусагет“ — клуб, где бывают философы, художники и т. д., то есть место завязывания новых идейных узлов, общений, планов и т. д.». Во всех изданиях «Мусагета» проявлялись личностные отношения и индивидуальные вкусы не только авторов, но и всех сотрудников, объединённых идеей служения культуре. Они декларировали принципиально некоммерческий характер «Мусагета». Необходимо заметить, что высокая культура редакционной подготовки и качества оформления изданий сочеталась с ещё более высоким дилетантизмом в организации и ведении дел. В начале своей деятельности Эллис сформулировал «краткий план» работы «Мусагета»: — Перевод европейских писателей, по возможности современных, т. е. одного с нами века или полстолетия. — Преимущественно художников перед критиками. — Но прозаиков перед поэтами. — Писателей классических, т. е.создавших свой оригинальный стиль и не заимствовавших основные идеи своих творений. — Преимущественно не-реалистов. — Проведение строгой идеи самоцельности и автономности искусства (при выборе). — Избегать очень небольших, а также очень длинных произведений (лучше среднего объема 15—20 печ. листов). — Тщательно избегать вещей, носящих пророческий или проповеднический характер. — Предпочтение аристократическому стилю (в смысле sensations rares) перед вульгарным. — Меньше полемики. В 1912 г. Андрей Белый стал фанатичным приверженцем антропософского учения Рудольфа Штейнера и пытался превратить «Мусагет» и издаваемый «Мусагетом» журнал «Труды и дни» (1912-1916) в органы этого учения. Николай Бердяев писал о философских взглядах мусагетовцев той поры («Самопознание», гл. 7): «…Наиболее интересно было течение антропософическое. Оно увлекало более культурных людей. Вяч. Иванов был связан с оккультизмом, и одно время на него имела влияние А.Р.Минцлова, эмиссар Р. Штейнера в России. Андрей Белый сделался антропософом. Молодые люди, группировавшиеся вокруг „Мусагета“, все были захвачены антропософией или другими формами оккультизма. Искали тайных обществ, посвященных. Подозревали друг друга в причастности к оккультным организациям, В разговорах были оккультные намеки. Старались обнаружить оккультные знания, которых в действительности не было…». Попытка изменить политику «Мусагета» вызвала резкий отпор со стороны Э. К. Метнера, приведший к разрыву между ним и А. Белым. Метнер писал: «„Мусагет“ навсегда останется литературным органом культуры и никогда не станет прозелитским органом оккультизма; без религии не мыслима культура, но насильно объединять всех членов „Мусагета“ в одну религиозную общину и проповедовать религиозное делание я никогда не позволю». За годы существования «Мусагет» выпустил 44 издания, из них 14 переводов, 6 из которых, представлявших книги мыслителей прошлого, образовали серию «Орфей». Из наиболее видных изданий следует назвать: А. Белый «Символизм» (1910) и «Арабески» (1911), Эллис «Русские символисты» (1910), Борис Садовский «Русская Камена» (1910), Ал. Блок Собрание стихотворений в трех книгах (1911—1912), Гераклит Эфесский «Фрагменты» (1911), Мейстер Экхарт «Проповеди и рассуждения» (1912). ©borch для fantlab.ru (по материалам сети) Литература: — Каталог издательства «Мусагет» в Москве, 20 ноября 1913, М., 1913. — А.Белый Меж двух революций. Л., 1934. — Метнер Э. «Мусагет», Труды и дни 1912 №1, стр. 54. — Сайт о «Мусагете», включающий полный каталог издательства. Издательство прекратило своё существование. Всего изданий:6Внесерийные издания |
Куратор — БорЧ