автор |
сообщение |
андрос
философ
|
21 сентября 2009 г. 23:11 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Пожалуй следует сказать всем, читающим эту тему, что ответ на этот вопрос известен лет этак 50-100 как. Почему бы не почитать книжки непосредственно по предмету от исследователей сего явления и прочих "социальных инстинктов"? Совесть, альтруизм, стремление к взаимовыручке культивируют с детства в нормальном обществе. Но сами механизмы этих явлений заложены в бессознательном, коллективном (Юнг) и социальном (Фромм). Социальная среда, воспитание может лишь надавить в нужном направлениии на них. Именно поэтому существует выражение "пробудить совесть".
цитата Tyrgon вам помогли труды Фромма или Юнга?
-Разумеется.
Кроме того, самые основы их учений и отвечают напрямую на вопрос темы, поэтому не вижу смысла мне их тут перессказывать, а рекомендую (ещё раз) обратиться к первоисточнику. Да хоть бы даже к словарю с краткой "аннотацией" деятельности этих учёных. А так же (повторюсь, поскольку вторая часть моего пожелания осталась "незамеченной) — читайте И. А. Ефремова ("Лезвие бритвы").
Хочу также подчеркнуть, что эта информация для тех, кто сомневается, кто ищет ответ на вопрос, заявленный в теме. Поэтому тот, кто действительно интересуется, тот почитает и решит, соглашаться ему или нет. С тем же, кто заранее решил, что для него есть такое досадное явление или выдумка как "совесть", и с прочими социопатами или же просто ленивыми — спорить не вижу смысла. Вольному воля.
Тем не менее приведу конкретные выводы Фромма.
Разделяя совесть на "авторитарную" (голос внешнего авторитета) и "гуманистическую" (о которой я, собственно, веду речь), он даёт следующее определение последней, имеющее самое непосредственное значение к вопросу "исконного происхождения совести": "Это наш собственный голос, данный каждому человеческому существу и не зависимый от внешних санкций и поощрений ...Она обладает эмоциональной силой, поскольку является реакцией всей нашей личности в целом, а не реакцией одного лишь ума".
Естественно также, что в процессе жизнедеятельности голос совести может звучать громче или тише, так как в конечном счёте на совесть оказывает влияние опыт (позитивный или негативный) и выводы, превращающиеся в принципы, самой личности. В этом смысле совесть как оконченный продукт "вмещает также суть нашего морального опыта жизни" (Фромм).
|
|
|
Nihilist
авторитет
|
22 сентября 2009 г. 11:55 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Galka Во-первых хочется отметить, что совесть действует и в тех случаях, когда ни мораль. ни право не нарушены.
Совесть "действует" исключительно в случаях, когда нарушены принципы морали, иначе никакого личностного диссонанса возникнуть просто не может. Даже случай "незаслуженно плохо подумал о человеке" противоречит принципу доброй воли и симметричности действий.
цитата Galka Кстати, полагаю. что мораль — протез для отсутствия совести.
Полагаю, что надо изначально определиться с терминами
цитата aznats Получается, если система нравственности довольно примитивна, ограничена, поверхностна- мы и будем называть такого человека "бессовестным".
Нет, мы будем называть его таковым в случае несовпадения норм морали. А уж у кого мораль более примитивна/ограничена/поверхностна — не нам судить, вероятно
цитата aznats Совесть подразумевает самооценку, исходя из собственной внутренней системы. Мораль- чисто внешний, принятый от других инструмент оценивания.
А расскажите, как этот элемент сугубо внутренней системы образуется без участия внешнего мира Совесть — действительно инструмент нравственной самооценки личности, сформированный посредством внешней среды. Не существует унифицированных "входных данных" — внешней среды, как и не существует унифицированной совести. Существуют моральные нормы общества, но их восприятие/принятие индивидуально, равно как и образующаяся на их основе совесть.
цитата андрос Положительно ответить на этот вопрос помогут труды К. Юнга и Э. Фрома.
цитата андрос Пожалуй следует сказать всем, читающим эту тему, что ответ на этот вопрос известен лет этак 50-100 как.
Пожалуй, не следует на себя брать роль последней инстанции, цитируя лишь одних из не самых известных ученых, занимавшихся изучением этого вопроса и отнюдь не принятую сейчас в науке точку зрения (сейчас господствует эволюционное, а не интуитивное определение, как, впрочем, и эволюционное учение господствует над креационизмом). Предлагаю почитать Дарвина и Ницше, они тоже много умного сказали по этому поводу.
|
––– "Ignorance more frequently begets confidence than does knowledge" |
|
|
aznats
магистр
|
22 сентября 2009 г. 14:00 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nihilist Нет, мы будем называть его таковым в случае несовпадения норм морали. А уж у кого мораль более примитивна/ограничена/поверхностна — не нам судить, вероятно И в случае несовпадения норм. И в случае неразвитости системы. Ну, скажем, есть у меня знакомые дети (8 класс), которые искренне не понимают, что оскорблять других-нехорошо. Они вообще не понимают, что такое оскорбление, в том числе не замечают в собственный адрес. Это не о совпадении норм, это именно об их неразвитости, не дифференцированности (ну, элементов мало и они не в существенных связях). Именно равитием этих представлений по идее занимается воспитание.
В принципе, развитие морально-нравственных представлений можно оценить по специальным тестам. Но в обычной жизни- да, конечно, в основном сравнивая со своими. Разумеется, это далеко от объективности
цитата Nihilist А расскажите, как этот элемент сугубо внутренней системы образуется без участия внешнего мира
А где я говорила, что он образуется без участия внешнего мира? Наоборот, для его развития обязателен социум. По поводу "внутренности" элемента и системы — это немного о другом. Это говорит о том, что работа по освоению, присвоению и переосмыслению, развитию уже произошла, и параметр стал как бы собственно выращенным, абсолютно личным. Если в других терминах- появилась субъектность ( в противовес объектности). На всякий случай еще раз поясню. Маленькому ребенку говорят "одай мальчику машинку, это его, он плачет" и ребенок отдает. Он в данном действует не из внутренних убеждений/пониманий, а подчиняясмь внешнему воздействию, то есть ведет себя как объект. Если в школе в аналогичной ситуации он отдает машинку, руководствуясь внутренними " так надо, так принято, меня будут ругать" и т.д.- то он подчиняется уже усвоенным нормам морали, но все равно ведет себя как объект. Если же он отдает от внутреннего понимания и внутренней , для него самого не оставляющей сомнений, необходимости такого действия, то есть ведет себя как субъект ( не подчиняется, а сам принимает независимое решение), то можно говорить о развитости этих конкретно нравственных представлений. Кстати, только в последнем случае при "неотдаче" его действительно будет мучать совесть. В первом- вообще не вспомнит. Во втором- будет боязнь наказания/негативной ответной реакции.
|
––– Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет |
|
|
Nihilist
авторитет
|
22 сентября 2009 г. 14:39 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата aznats И в случае неразвитости системы. Ну, скажем, есть у меня знакомые дети (8 класс)
Неудачный пример. Дети, они и есть дети, так как у них еще не сформирована личность (и качества личности) и отсутствует/недостаточна ответственность за поступки. О какой примитивной/ограниченной/поверхностной морали идет речь? Мы говорим "бессовестный" о ребенке, чтобы как раз выработать у него соответствующие нормы поведения, а не в качестве окончательной характеристики уже зрелой личности.
цитата aznats В принципе, развитие морально-нравственных представлений можно оценить по специальным тестам. Но в обычной жизни- да, конечно, в основном сравнивая со своими.
Специальные тесты объективны? Тестируемые представления неизменны от культуре к культуре и от эпохи к эпохе? По поводу развития представлений о морали/совести — я как раз об этом и написал. Правда пример уж очень напоминает опыты по выработке условных рефлексов, что несколько нивелирует элемент свободы выбора у "итога эксперимента".
|
––– "Ignorance more frequently begets confidence than does knowledge" |
|
|
Alexandre
миродержец
|
22 сентября 2009 г. 16:44 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Не читал я ни Юнга, ни Дарвина — зато прочитал посты по теме и понял — да бог с нею, с совестью, слишком много от меня требуется, чтобы понять что это такое; наверное чтобы обзавестись ею и ещё больше денег сдерут...
|
|
|
ilsvetlan
авторитет
|
22 сентября 2009 г. 17:21 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Alexandre слишком много от меня требуется, чтобы понять что это такое; Совесть и любовь определить все пытаются, ан не удаётся. Ты её чувствуешь или не чувствуешь. И если чувствуешь то страдаешь. Страдать не хочется. Умные говорят надо. Может легче без любви и без совести? Научилась бы. Да кто ж научит.
|
––– любознательный |
|
|
aznats
магистр
|
22 сентября 2009 г. 17:47 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Nihilist Неудачный пример. Дети, они и есть дети, так как у них еще не сформирована личность (и качества личности) и отсутствует/недостаточна ответственность за поступки.
Почему же неудачный? Как раз самый лучший способ получить представение о предмете — рассмотреть его генезис. Личность несформирована, в том числе и потому, что нравственные ценности еще не в полной мере интериорезированы, собственная ценностная система еще развита недостаточно. Недостаточность ответственности тоже частично с этим связана. С недостаточной развитостью ценностных и нравственных представлений.
цитата Nihilist Мы говорим "бессовестный" о ребенке, чтобы как раз выработать у него соответствующие нормы поведения, а не в качестве окончательной характеристики уже зрелой личности.
Это если мы ребенку самому это говорим. А если называем так взрослого за глаза- это уже оценка личности.
цитата Nihilist Специальные тесты объективны? Тестируемые представления неизменны от культуре к культуре и от эпохи к эпохе?
Ну, относительно объективны, насколько вообще психологические исследования могут таковыми быть. Они дают возможность выявить основопологающие ценностные представления, само количество таких представлений, их связи. То есть в каком-то смысле описать структуру. Сложность структуры будет свидетельствовать о достаточно развитой системе, упрощенность/примитивность соответсвенно о недостаточной. Это будет справедливо даже в том случае, если сами ценности абсолютно нам чужды ( взяты из других культур).
цитата Nihilist Правда пример уж очень напоминает опыты по выработке условных рефлексов, что несколько нивелирует элемент свободы выбора у "итога эксперимента".
Так "натаскивание" на моральное поведение и есть по сути выработка такого общественно полезного рефлекса- как программа минимум. Свобода появляется при появлении субъекта, который по-любому творчески строит, перестраивает и видоизменяет на основании совего опыта/суждениий и т.д. саму систему. Выбор чисто за ним, в том числе и полностью отказаться от принятых норм, выработав абсолютно новые. Но основа все-таки исходит из требоваий человеческогообщежития.
|
––– Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет |
|
|
андрос
философ
|
23 сентября 2009 г. 21:26 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Nihilist, при всём уважении к Дарвину, странно не замечать когда он жил и что после него открыли.
Насчёт Ницше, а коли вы его советуете почитать — вероятно знаете историю его жизни, как закончил свои дни этот горемычный философ-бунтарь. И опять же странно не делать выводов о том, как подавление социальных инстинктов, призывы к этому и, как последняя стадия, сравнивание себя с богом — приводят к сумасшествию, когда эти самые искусственно подавляемые социальные инстинкты выплёскиваются неудержимой массой из-за малейшего повода (лицезрения страдающей лошади) и ломают психику бесповоротно.
Ну, а заявления в адрес Юнга и Фромма как об "одних из не самых известных ученых" заставляют предположить, что вы весьма далеки от психологии и писихофизиологии, уж простите.
И опять же, если вы собираетесь расценивать "совесть" как философскую категорию, то почему лишь с точки зрения эксцентрика-Ницше? Как-то очень пристрастно выглядит.
|
|
|
Galka
магистр
|
29 сентября 2009 г. 14:16 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Все так умно... а вот я читала и Юнга, и Фромма, и даже Ницше, а главного для себя так и не уяснила: почему, бывает, добрый человек, сострадательный, неглупый и хоть убей, точно попадает под определение "бессовестный". Не то, что у него совесть не такая, как у меня, а вот просто отсутствует "внутренний советчик", говорящий: "Не делай так, плохо выйдет" или "Нехорошо вышло". Вот я и пыталась уяснить для себя чего такому не хватает? Воображения? Памяти о том, как уже было? А бывает, кажется, что человек чужой боли просто не видит ну, как слепой, что тут поделаешь! Это я все не в осуждение. Среди людей, о которых я думаю, преступников и мерзавцев нет. Просто иногда их трудно понять.
|
––– Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко) |
|
|
Nihilist
авторитет
|
30 сентября 2009 г. 15:50 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата андрос вероятно знаете историю его жизни, как закончил свои дни этот горемычный философ-бунтарь.
Теорий на сей счет много, правда инсульт и сифилис на данный момент более популярны, чем вид мертвой лошади, да и эффект на высшую нервную деятельность они оказывают более существенный и универсальный, независимо от взглядов. Вообще, такая позиция "он плохой философ, посмотрите как он кончил" чем-то неуловимо напоминает популярную "нечего хаять, напишите лучше!", в том смысле, что я так же не улавливаю причинно-следственную связь.
цитата андрос заявления в адрес Юнга и Фромма как об "одних из не самых известных ученых" заставляют предположить, что вы весьма далеки от психологии и писихофизиологии, уж простите.
Точная цитата. Хотите устроить опрос, кто из этой четверки наиболее известен как ученый? Я бы не поставил на Фромма Принятая сейчас учеными позиция по вопросу совести основана на социобиологии и эволюционной психологии, а отнюдь не на психоанализе. Угадайте, кто из всех четверых наиболее значимая личность в данном ключе
цитата андрос при всём уважении к Дарвину, странно не замечать когда он жил и что после него открыли.
цитата андрос И опять же, если вы собираетесь расценивать "совесть" как философскую категорию, то почему лишь с точки зрения эксцентрика-Ницше? Как-то очень пристрастно выглядит.
Я вообще сослался на Дарвина и Ницше как на других ученых, занимавшихся вопросом совести, в противовес весьма однозначно и безапелляционно высказанному суждению. Свою точку зрения уже озвучил выше.
|
––– "Ignorance more frequently begets confidence than does knowledge" |
|
|
андрос
философ
|
1 октября 2009 г. 12:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата андрос подавление социальных инстинктов, призывы к этому и, как последняя стадия, сравнивание себя с богом — приводят к сумасшествию
цитата Nihilist не улавливаю причинно-следственную связь.
-Жаль...
цитата Nihilist кто из этой четверки наиболее известен как ученый?
-А смысл? Каждый широко известен в своём направлении.
цитата Nihilist Я вообще сослался на Дарвина и Ницше как на других ученых, занимавшихся вопросом совести
[/p]-Что привели, то и обсуждаем. Никто не мешал вам сослаться на кого-нибудь другого.
цитата Nihilist весьма однозначно и безапелляционно высказанному суждению
-Безапелляционно и пристрастно выглядят попытки отправить совесть на свалку "истории", упорно путая, как было замечено выше, сие явление с моралью (что по упомянутому мною Фромму пересекается с "авторитарной совестью", но не с "гумманистической"). Я же привёл взгляды, которые в психологии и психофизиологии давно считаются нормой. Кстати, когда говорят о психоанализе, чаще всего подразумевают его классическую форму — фрейдизм. Учение же Юнга, к примеру, скорее относится к аналитической психологии, Фромма — к социальной психологии.
Что касается эволюционной психологии, то, как известно, большинство её сторонников считает, что лучшие человеческие качества, такие как доброта, альтруизм, взаимопомощь изначально были неразрывно связаны со "скверными" качествами вроде склонности к межгрупповым конфликтам, войнам, враждебности ко всем, кто отличается от нас и т. п. Но специфика возникновения и развития этих качеств не отрицается приверженцами серьёзной роли в психике человека и его поведении социальных инстинктов. Напротив — проявлением соц. инстинктов, закреплённых бессознательно, и объясняются подобные качества. И, разумеется, закреплялись они на генетическом уровне, что не противоречит постулатам эволюционной психологии.
Так что не вижу серьёзного предмета для спора в данном вопросе между приверженцами этих направлений психологии, по крайней мере, в основах.
|
|
|
андрос
философ
|
1 октября 2009 г. 12:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Galka Не то, что у него совесть не такая, как у меня, а вот просто отсутствует "внутренний советчик", говорящий: "Не делай так, плохо выйдет" или "Нехорошо вышло".
[/p]-Galka, может такой человек как раз имеет ориентиры "свой-чужой" несколько отличные от Ваших? Ведь отсутствие должной "чуткости" как правило объясняется эгоизмом, эгоцентризмом (что очень распространено сегодня), либо некоторой "чужеродностью" в той "системе", в которой он в данный момент находится и мыслит и действует в диссонансе с остальными (в данном случае с Вами). Как думаете?
|
|
|
Galka
магистр
|
2 октября 2009 г. 14:03 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
андрос Да, конечно. Эгоцентрику порой достаточно громко сказать: "человеку плохо, нужна помощь" — он на минутку "выйдет из себя" и поможет. Я же говорю, не о мерзавцах речь. Собственно, я затеяла дискуссию себе не по силам. Интуитивно чувствую, что хочу сказать, а получается все о другом. Попробую в последний раз. Я к тому, что штука, которую обычно называют совестью задается от природы, как, например" чувство боли. Конечно, пока человек боли не испытывал, эта способность остается в потенции. И второе: я не так уж уверена, что сильно развитая совесть — это всегда хорошо. Тут много опросов возникает: и о самочувствии самого "совестливого", и о том, как прирожденная "совесть" соотносится с требованиями общества, и даже с рацио самого человека. В общем, по-моему, есть о чем поговорить, не ссылаясь на великих мудрецов. Хотя я бы предпочла просто послушать (почитать) соображения собеседников.
|
––– Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко) |
|
|
Sorano
философ
|
2 октября 2009 г. 16:22 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Galka Я к тому, что штука, которую обычно называют совестью задается от природы, как, например" чувство боли. Конечно, пока человек боли не испытывал, эта способность остается в потенции.
Болевой порог, как известно, у разных людей бывает ооочень разным. А если учесть, что совесть — это ближе к эмоциям, то и вообще различия между людьми могут быть огромными. Соответственно, говоря "бессовестный человек", мы ориентируетмся лишь на собственный "порог". Поэтому личное суждение о людях: "добрый человек, сострадательный, неглупый и хоть убей, точно попадает под определение "бессовестный" не более чем субъективизм. Хоть лично я считаю, что первые определения более важны для человека (т.е. доброта, сострадательность и ум важнее совестливости). А если говорить о природе совести, то есть неплохое определение: совесть есть не формальное знание норм, а присущая личности потребность следовать этим нормам. Т.е. в человеке заложено чувство делать что-то для других, или оглядываться на других. И когда это нарушается возникает дискомфорт, называемой совестью.
|
––– — Второй поворот направо, а потом прямо, до самого утра. |
|
|
gripe
активист
|
|
Galka
магистр
|
7 октября 2009 г. 16:09 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
gripe Нет, скорее уж, совесть — один из предохранителей, позволяющий не наступать сто раз на одни и те же грабли (в отношениях с людьми)
|
––– Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко) |
|
|
gripe
активист
|
9 октября 2009 г. 17:08 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Galka gripe Нет, скорее уж, совесть — один из предохранителей, позволяющий не наступать сто раз на одни и те же грабли (в отношениях с людьми)
Пой соловей возле кельи моей (с). Почему-то в рашке все как раз наоборот. Вообще в наших условиях совесть-это камень который тянет на дно. Я на своем опыте убедился. Чтобы остаться на плаву и просто сохранить свою свободу необходимо постоянно врать. Так у меня в универе и происходит, чуть проявишь слабину и уже тебя как мебель воспринимают. Моя мать тоже про совесть много разглагольствовала, и в результате мне очень худо пришлось, я поступал как хотел чтобы поступали со мной. Но они сделали меня половой тряпкой. Тогда я послал мать куда подальше и сейчас стараюсь жить по человечески. По крайней мере я бесплатно обучаюсь в универе и еще получаю небольшую стипендию. Может быть и работу себе во время обучения поищу. Хотя специальность не самая лучшая и мне не близка, надо было настоять на другой.
|
|
|
Galka
магистр
|
12 октября 2009 г. 16:20 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
gripe Право, не знаю, что и ответить. Вот разве что — и без совести можно натворить массу глупостей и набить кучу шишек. И даже карьеры не сделать!!! А когда жить становится тошно, даже вполне бессовестному и крутому может пригодиться мать — например, поплакать в жилетку. Так что может не стоит раньше времени посылать ее подальше?
|
––– Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко) |
|
|
Galka
магистр
|
8 июля 2010 г. 17:38 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
В "общественных явлениях" зашел разговор о том, что "совесть свыше нам дана". Я соверенно уверена, что знаю массу людей неверующих ( и даже некрещеных) но чрезвычайно совестливых и вообще — хороших людей. Предлагаю поразмыслить, возможно ли это
|
––– Священная война - тоже война. Поэтому мне кажется, что священных войн не должно быть. (У. Эко) |
|
|
Лисс
авторитет
|
8 июля 2010 г. 17:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
совесть, дело наживное... ИМХО по другому просто ни как. с неба она не падает, это точно, да и под ногами не валяется... совесть совокупность всех черт характера человека, его мировозрения...
|
|
|