Автор: А. Ноним "Хватайте Лема!"
Весьма непросто было писать рецензию на это произведение, которое Автор назвал просто романом, хотя ему больше соответствовало бы название Эпрозэма, то есть Эпическая Поэма в Прозе, настолько многосложным и мультисмысловым оно оказалось (не говоря уже о рекордных объемах текста и количеству действующих персонажей — более 90 тысяч (!!!). Как Автор, так и Рецензент стояли перед весьма схожей по сложности задачей: постараться не утонуть в огромном информвороте (подобно водовороту), засасывающим каждого, кто приблизится к нему, так как именно это несчастье случилось с главным героем произведения.
Жанр его — креативно-детективная Фантастика, с элементами стилизации то под статистический отчет, то под верлибры, но все же в рамках практически всех литературных течений современности.
Итак, главный герой (назовем его Исходником, читатель вскоре поймет, почему именно так), начинает писать рецензии на ненаписанные произведения на одном библиографическом сайте, с различных аккаунтов, воображая себя самим Лемом, а также прочими разными людьми. В процессе опубликования отрывков, отдельных квантов-рецензий, к теме присоединяются другие пользователи, объем рецензий растет, эволюция сюжетов требует от Исходника (который, напомним, одновременно представляет себя Лемом) все большего напряжения сил и все большей игры ума.
Поскольку систематика литературных сюжетов давно изучена и, в целом, сводится к нескольким десяткам несложных схем, то Исходник, к тому же постоянно критикуемый Лемом и некоторыми другими им же воображаемыми авторами рецензий за лень и бездарность, вынужден маскировать свой недостаток воображения в потоке как бы интересной, но в то же время, ненужной информации. Он создает модель разветвленного сообщества книголюбов, а также других категорий людей, от нарциссов до психопатов, действующих на этом самом библиографическом сайте, наделяет каждого своей жизненной историей и определенным типом психики и начинает "жить" на сайте за них. В реальной жизни у Исходника тоже происходят свои события, не менее интересные, но о них подробнее — в книге.
Постепенно Лем становится для Исходника антагонистом. Завязка сюжета в том, что в реальном мире у Исходника никакого Лема нет, то есть он с ним не связан внутренними обязательствами доказать свою талантливость и энергичность, но стоит Исходнику только появиться на сайте (а забросить сайт герой-Исходник не может по ряду причин, изящно указанных Автором), как тут же перед ним непостоянно, с неявной периодичностью, но весьма настойчиво, как муравей в штанине, начинает мелькать Лем, с целым рядом критических упреков, суть которых — якобы прогрессирующее у Исходника, творческое бессилие, которое Лем называет наследственной бездарностью. Причем, очень интересный момент: поток лемовской критики затухает, когда Исходник выставляет перед ним свое единственное оружие — барьер информации о новых героях, рожденных силой воображения. Сметливые читатели наверняка уже поняли, что Исходник загнал себя в капкан — новые герои его разума истощают его ментальные ресурсы, но в то же время, хоть как-то защищают Исходника от нападок Лема, и такая ситуация долго продолжаться не может, кто-то из соперников должен в этой тяжкой борьбе пасть... Пока же Исходник, напрягая все силы, одерживает перевес и Лем исчезает в неизвестном направлении. Причем, незадолго до своего бегства он успевает наговорить Исходнику множество едких колкостей, смысл которых сводился к банальной фразе "Ждите неприятностей..."
...Но тут — резкий и гениальный поворот сюжета, обостряющий интригу. В теме детективной литературы (в свое время придуманной Исходником) при обсуждении женских детективов происходит несколько преступлений. К сожалению (курсив мой- рец.), не убийств, но тоже правонарушений относящихся к категории особо тяжких. Конкретику рецензент приводить не собирается, чтобы не лишать читателя удовольствия.
Не исключено, что тут как раз "наследил" исчезнувший так внезапно Лем. То есть эти преступления в теме — его проделки. Злодея необходимо найти и обезвредить. Тем временем, количество героев этой эпической саги постоянно ширится. К сотням реальных персонажей подключаются сотни виртуальных героев, вызванных воображением Исходника, который, в попытках доказать упрекавшему его в бездарности Лему обратное, совершенно разбалансировал свое сознание и теперь не может самостоятельно разобраться, кто из обитателей сайта является обитателем его головы, а кто — пока нет. На помощь всем им неожиданно (так задумал Автор, а не Исходник) приходит самый настоящий детектив, дело в том, что среди посетителей этого библиографического сайта, из числа обитателей т.н. "Курилки" нашелся работник правоохранительных органов, который в процессе козней сбежавшего Лема, сам стал их невольной жертвой: дело в том, что его фамилия по трагичному стечению обстоятельств,.. тоже Лем, и теперь для него найти и обезвредить Лема, своего рода — долг чести.
Именно инспектору Лему и предстоит разгрести и рассортировать по полочкам ту груду фактов, случаев, событий и версий, которая скопилась из-за ментального разгильдяйства Исходника, который так и не избавился (внутренне) от страха перед инспирируемой бесталанностью. Лем-сыщик призывает на помощь других обитателей сайта, коих к моменту его вступления в действие набралось уже несколько десятков тысяч, как реальных, так и детей воображения Исходника. Сайт живет своей полноценной жизнью, наполняя страницы ценной (и не очень) информацией, выяснениями отношений, скандалами и интригами. Не хватало только расследований. И эта ветвь сюжета появились усилиями Автора и Лема-сыщика. Разумеется, десятки тысяч энтузиастов, руководимые таким опытным профессионалом, как Лем, живо бы отыскали кого-то жалкого беглеца-критикана Лема. Но не тут-то было — внешность Лема-тролля была подробно известна только Исходнику, а он из-за слишком интенсивного использования собственного воображения, забыл детали. Причем, напрочь, наглухо и безвозвратно. То есть инспектор Лем вынужден искать преступника Лема, не имеющего примет — задачка потруднее, чем выпала на долю героев уэллсовского "Человека-невидимки"! Того хоть потрогать можно было...
Не будем пересказывать все увлекательнейшие сюжетные ходы этого детективно-фантастического произведения, действие которого не выходит за рамки виртуального пространства сайта и границ воображения Исходника (хотя событий, происходящих с Героем-Исходником и с Лемом-сыщиком в реальном мире тоже хватает, но они не несут в себе детективной или фантастической интриги, являясь отражением сурового реализма, той самой " как бы интересной, но не очень нужной информации", с которой начались беды и горести Исходника и других обитателе сайта), скажем лишь, что роман завершается логичным и нетривиальным хэппи-эндом — разумеется, Лем схвачен Лемом и обезврежен. Но этот Tour De Force дался Лему нелегко — он оказался совершенно измотан и измучен погонями за неосязаемым невидимкой Лемом и нуждался в длительном отдыхе, причем отдыхе нестандартном, не валянии на каком-нибудь курорте (суровый реализм для Лема был неприемлем), а как раз наоборот: поскольку погони за Лемом велись практически постоянно в виртуальном пространстве, то и восстановление утраченных Лемом ресурсов памяти и перегоревших нейронных и аксонных цепей должно было вестись тоже посредством виртуальных бэк-апов и воображенческих донатов от других участников этой интереснейшей погони.
В Эпилоге, рассказанном Автором, подробно и крайне доходчиво излагаются мотивы проступков виртуального Лема, которому читатель, в конце концов, начинает даже сочувствовать, настолько необычными и внутренне справедливыми оказались первопричины, толкнувшие Лема на побег. Особенно эффектно выглядит последняя сцена, в которой Лем-сыщик, взбодренный изрядной порцией лайков и прочих донатов от обитателей сайта, но не до конца восстановивший силы, прикидывает в уме методы скоростной реабилитации... и неожиданно решает восстановиться с помощью нескольких собственноручных рецензий на ненаписанные произведения (эта идея только что пришла ему в голову, а то, что она уже на страницах Эпрозэмы встречалась в начале, он уже позабыл, слишком много пришлось пережить), которые надо подписать непременно своим именем...
...В заключение, Рецензент, прочитав этот объемистый и невероятно увлекательный роман дважды, хотел бы лишний раз сказать Автору "Браво!" и слегка пожурить Исходника за лень и некоторое творческое бессилие.
|