Каюсь, с творчеством Вольтера, а именно с философскими повестями, начал ознакамливаться в рамках изучения истории фэнтези (хотя "Микромегаса" хотел почитать ещё до этого): прочёл, что издатель Ballantine Adult Fantasy (благодаря которому многие узнали таких стариков, как Эддисон, Пик и Дансени) планировать также включить в серию "Задига" Вольтера. И вот, я решил заодно прочесть сборник философских повестей. Конечно, "сказки" Вольтера пародировали сказки того времени, так что может, было и не совсем корректно начинать именно с них (из "1001 ночи" я пока читал только "Аладдина", Шарля Перро знаю, как и все, "в пересказах пересказов", недавно ещё вот читал "Жёлтого Карлика" Мадам д'Онуа, но примерно в курсе о тенденциях сказок той эпохи), но ведь если подумать, о многих старых жанрах мы впервые узнаём из пародий, так что почему бы и нет. Заранее извиняюсь, что мой комментарий будет несколько в "гиковском" духе — будет оговаривать в основном фантастические, фэнтезийные приёмы, использованные Вольтером, тогда как саму сатиру и философию несколько обходить. Но знаете — в принципе к высмеиванию общества там ни прибавить ни отнять, мы, в общем, все и так знаем, что бывают у людей такие пороки, и можно только порадоваться, как порой остроумно Вольтер их представил. Раз уж по основной сути всё и так ясно, то почему бы не обсудить сами приёмы подачи?
Итак, "Задиг" — то у Вольтера, что хорошо не только как сатира на современность, и не только как пародия на сказку, но и как сказка сама по себе. Бывают же такие произведения, которые могут одновременно служить и хорошей пародией, и хорошим образцом того, что пародируется, и "Задиг" — именно такой случай. Пусть, конечно, Вольтер и не стремился за аутентичностью, местами нарочно делал не так, как было на самом деле, если вы возьмёте за скобки эту условность и не будете гнаться за "подлинностью", то это хороший выбор, если вы ищите авторскую восточную сказку, "восточное фэнтези". А вот с "Царевной Вавилонской" вас в этом плане ждёт облом. Начинается она как яркое эпическое фэнтези с восточной пышностью, но вторая половина — это уже вроде "Астерикса и Обеликса" того времени, где под очень условной маской древности наиочевиднейшим образом скрывается современность (для Вольтера, хотя во многом это актуально и сейчас), где саксы на Альбионе курят и говорят "How do you do", а у друидов есть инквизиция. Это уже стоит читать, если вы ищете именно сатиру или пародию, если же вы ищите сказку, то первая половина вас подразнит, а вторая расстроит. Но для истории фэнтези в "Царевне Вавилонской" интересна ещё одна мелочь. Ближе к концу там говорится о том, каким восток представляется пышным и древним, в то время как Европа будто бы вчера родилась, хотя её ёлки и волки явно не менее древние, чем Вавилон, и там тоже кто-то жил в древности. Очевидная лёгкая усмешка над увлечённостью восточными сказками в то время, но можно также увидеть некое предсказание тенденций фэнтези в дальнейшем, начиная с романтизма, с "Оссиана", и так идя к Толкину и дальше — ведь далее будут уже восхищаться именно северо-западной древностью и эпичностью. Что касается "Кандида", "Истории путешествия Скарментадо", "Простодушного", той же "Вавилонской Царевны" (если заранее иметь ввиду, где там кончается карнавал в хрустальных масках и начинается карнавал в картонных, и обращать внимание на второй), а понемногу — и прочего, то это весьма хороший способ усвоить политическую карту мира того времени, что тогда делали и что представляли из себя разные страны, а подчас это перетекает и в неплохое философско-фантастическое приключение (так, Кандид заезжает и в Эльдорадо). Да, здесь нет особой красивости языка, и чувства героев описываются только когда это непосредственно нужно для смысла — Вольтер сразу подаёт саму основную идею, почти без декораций. Что касается "Микромегаса" (опять же, взяв за скобки всю сатиру и философию, как само собой разумеющееся), интересный образец "космической фантастики", как могли представлять инопланетян и космические путешествия в старину (впрочем, на эту тему у меня ещё есть планы на почитать — "Сомниум" Кеплера, "Государства и империи Луны" Сирано де Бержерака и другое, где это уже более основная тема, а не только средство подачи идеи).
|