автор |
сообщение |
subhuman
философ
|
20 февраля 2013 г. 17:25 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Kuntc Отсюда и постоянные недопонимания на форуме, что в реальной беседе встречаться будут не так часто.
Да и в реальности такая же фигня порой. "- Ты вчера говорил то-то. — Я такого не говорил. — Нет, говорил", и переругиваются потом.)
цитата Kuntc Письменный текст часто не способен полностью заменить живой разговор.
Но в прозе-то можно эти "живые разговоры" имитировать хотя бы иногда. А такого мало, особенно в НФ.
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
Ястреб
активист
|
|
subhuman
философ
|
|
snovasf
гранд-мастер
|
20 февраля 2013 г. 18:43 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
По-видимому, под "психологической проработкой" подразумевается сопоставимость с современным человеком и его психологическими мотивировками. Но ведь в нф эти круги мотивировки заведомо шире повседневности. Отсюда и понимание проработки должно включать умение автора это включить в описание поведения своих героев. Ле Гуин и последователи линии "антропологической фантастики" (Херберт в "Дюне", Слончевски "Путь на Океан", Кэролин Гилман "Погружение") по максимуму используют линию связи со ""средой" — миром обитания. На мой взгляд, этот подход нашёл довольно широкое признание. Однако психология героев будущего — отдельная статья. И есть тут едва ли не прямо противоположные взгляды, восходящие ещё к спору Уэллсаи Генри Джеймса о способах психологической обрисовки характеров вековой уже давности. И понятные современнику изображения "мильона душевных терзаний" отнюдь неприложимы к сколько-нибудь правдоподобному изображению мира, пережившего наш теперешний кризис.
Кроме того, есть линия, связанная с видоизменением понятия и границ личности в разных культурах. И современные технологии порождают новые возможности, от клонирования до киборгизации. Словом, тут много такого, что даёт пищу для размышлений. Но без подгонки под прежние типы. Мы вот специально делали выпуск "Сверхновой" № 31-32, посвящённый теме "Личность".
Почитать могу посоветовать "Человек-плюс" Фредерика Пола, если вдруг не читали.
|
|
|
subhuman
философ
|
20 февраля 2013 г. 19:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата snovasf Мы вот специально делали выпуск "Сверхновой" № 31-32, посвящённый теме "Личность".
Неплохой "был" (есть) журнал, но потом его стало невозможно доставать вообще, и он как бы исчез из вида вообще. В сеть вы полные выпуски же не выкладывали никогда? Со всеми статьями чтобы? Какие-то рассказы из этого выпуска вижу у вас на сайте, полистаю теперь, спасибо большое за напоминание и совет.
цитата snovasf По-видимому, под "психологической проработкой" подразумевается сопоставимость с современным человеком и его психологическими мотивировками.
И с поведенческими мотивациями. И с инстинктивным поведением, которое в "цивилизованном обществе" обычно пытаются прикрывать какими-то объяснениями.) Всё в куче, в общем. В большинстве переводной НФ это вообще обходят стороной. Видимо, НФ, затрагивающая такие темы в "литературном" ключе должна быть более бытовой, а не приключенческой. Хотя, с другой стороны, в напряжённой обстановке какие-то черты характеров ещё ярче проявлялись бы...
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
olvegg
гранд-мастер
|
20 февраля 2013 г. 19:42 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата Jylia Почитайте отзывы на любую книгу. Часть написавших восхищается прописанностью персонажей, живостью характеров и так далее. Другая часть обвиняет автора в сплошном картоне, надуманности ситуаций, нереалистичности, нелогичности и тому подобное. Сколько читала, не встретила ни одной книги, в отзывах на которую не было бы этого "противостояния".
Тоже частенько на такое наталкиваюсь. Недавно читал отзывы на "Этого бессмертного" всё того же Желязны:
"характеры раскрыты из рук вон плохо" "Отличный язык, умный сюжет, яркие герои." "В начале романа можно ненароком запутаться во множестве представленных персонажей, потому что ничем, кроме пары-тройки характерных черт, подаренных Создателем, они друг от друга не отличаются." "Ряд героев выписан просто с мастерством настоящего художника." "Ни уникального сужета, ни проработанных характеров, ни впечатляющего мира — здесь нет и близко!" "Что запомнилось, да все черт возьми. И обалденное начало романа: завораживающие фразы, ЖИВЫЕ герои и отличный сюжет" "Только здесь чего-то сильно не хватает. Очень сильно. То ли вменяемых персонажей, то ли вменяемого сюжета, то ли интересных идей." "Но таких героев и Диалогов — до сих пор «днём с огнём»...;)" "Что каксается персонажей — оригинальностью не сильно блещут, но и унылых героев я тоже не заметил." "До сих пор помню и сюжет и героев (хотя прошло уже более 10 лет), что само по себе для меня удивительно."
Ну и вот как после этого объективно оценивать умение автора создавать персонажей? ;)
|
––– Одни хотели бы понимать то, во что верят, а другие - поверить в то, что понимают. С. Ежи Лец |
|
|
aznats
магистр
|
20 февраля 2013 г. 20:05 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman Такое бы тоже почитал.)
"Тройка" Чепмэна И характеры, и разговоры.Но не НФ. А как вам " Заводная"? Меня как раз очень порадовал разношерстный букет из характеров и мотиваций, которые практически не пересекаются.
|
––– Логика – замечательная штука, однако против человеческого мышления она бессильна. (с) Терри Пратчет |
|
|
subhuman
философ
|
20 февраля 2013 г. 20:15 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата olvegg "Ряд героев выписан просто с мастерством настоящего художника."
цитата olvegg ни проработанных характеров,
Согласен с обеими оценками. Герои Желязны прекрасно выписаны (с мастерством настоящего художника, да), но при этом характеры не проработаны.:) Допустим, "Мона Лиза" хорошо нарисована, но характер женщины с портрета может быть любым и совершенно неясны её увлечения и реакции на что-либо. Вот и многие фантасты действуют как художники: хорошо рисуют внешнее, но редко касаются внутреннего, так сказать. Плюс меня интересует бытовая детализация. Допустим, чтобы НФ была написана так, как будто это реалистический роман, но написанный в будущем. Я как бы не поклонник Робинсона совершенно (читал 1 раз в конце 90ых три романа), но под это описание он снова подходит. И ещё НФ-авторы очень часто грешат занудными пояснениями и разжёвываниями для читателя, включая их в диалоги, хотя в футуристическом быту персонажи множество этих слов даже не использовали бы. Тоже страдает достоверность. Опять же, я не против такого (я даже за "Мозгоедов" Лонга десятку поставил), но хочется разнообразной фантастики.)
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
subhuman
философ
|
20 февраля 2013 г. 20:17 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата aznats "Тройка" Чепмэна И характеры, и разговоры.Но не НФ.
"Тройка" отличная, да. Хоть и сюр.:) Правда, мне она больше понравилась как отдельные рассказы. "Панктаун" Томаса к моему запросу поближе. Этакий футуробыт.
цитата aznats А как вам " Заводная"?
Я её бросал читать из-за, как мне показалось, странного перевода. Планирую чуть позже дочитать.
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
Jylia
миродержец
|
20 февраля 2013 г. 22:29 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата olvegg Тоже частенько на такое наталкиваюсь. Недавно читал отзывы на "Этого бессмертного" всё того же Желязны:
А я вчера перечитала отзывы на "Герметикон" Панова. Впечатлилась, это еще слабо сказано.
цитата olvegg Ну и вот как после этого объективно оценивать умение автора создавать персонажей?
Ну тут все просто. Есть мой собственный вкус, единственный и неповторимый. А все остальное, оно "для справки" и никак иначе. Литературоведением и критикой не увлекаюсь, потому на чужие пристрастия оглядываться не собираюсь. Как и разжевывать всем и каждому, чем именно мне понравилась та или иная книга и почему именно этот персонаж, ну сплошь картонный, лично мной воспринимается как живой и настоящий. Иногда пишу отзывы, если что-то очень задело. Но стараюсь уйти от оценок и классификаций. Меня вполне удовлетворяет примитивная шкала "нра/не нра".
|
––– Разница между фантастикой и реальностью в том, что фантастика должна иметь хоть какой-то смысл
|
|
|
ааа иии
философ
|
21 февраля 2013 г. 11:52 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman Плюс меня интересует бытовая детализация. А... а я-то думал... Марусек Свадебный альбом и Счет по головам Стерлинг Бич небесный Суэнвик Станции прилива Уилсон Спин Флинн Эйфельхайм, В стране слепых Финней Меж двух времен Стивенсон Алмазный век, Криптономикон, Анафем Сойер, Крайтон Федорова Путешествие на Запад, тыква
цитата subhuman неясны её увлечения и реакции на что-либо. Вэнс Властители зла — весь цикл построен на выслеживании сверхпреступников на основе выявления их психологических мотиваций. Легкий, но качественный этнографический боевичок.
|
|
|
Kail Itorr
гранд-мастер
|
21 февраля 2013 г. 11:58 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
цитата subhuman НФ, методом написания близкую к реалистической прозе Стивенсон — Криптономикон, Барочный цикл, Анатем. Кард — Игра Эндера; Голос Тех, Кого Нет; в чуть меньшей степени Ксеноцид. Дилэни — Вавилон-17, Пересечение Эйнштейна. Йолен — Карты печали. Мартин — Умирающий свет, соавторная Гавань ветров, Портреты его детей, Песнь о Лие.
Из наших: Гореликова — Полукровка Громов-Васильев — Антарктида онлайн Дивов — практически весь Онойко — Море имен, Доминирующая раса, Дикий Порт Парфенова — Ярко-алое
|
|
|
subhuman
философ
|
21 февраля 2013 г. 12:04 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
Некоторые примеры удивили, ну да ладно.) Хоть и не всё попадёт под мой запрос, но зато хорошие книжки почитаю (несколько не читал).:)
|
––– [профиль остановлен] |
|
|
snovasf
гранд-мастер
|
|
Mitgarda
философ
|
28 февраля 2013 г. 00:49 [нажмите здесь чтобы увидеть текст поста]
|
У Айзека Азимова есть отличный роман, не такой известный как цикл о роботах или «Академия», но ничуть их не хуже. Называется «Конец Вечности». Я считаю эту книгу настоящим шедевром. Уж там герои очень хорошо изображены. Настоящие живые люди, а не картонные песонажи.
|
|
|