
Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России»
Аннотация: Личность Романа Арбитмана, второго президента России (2000 – 2008), по-прежнему интересует наших сограждан. Так кто же он на самом деле? Гений? Политический авантюрист? Черный маг? Фантастический везунчик? Или просто человек, оказавшийся в нужное время в нужном месте? Ответ – в этой книге... Лев Гурский, создатель известных приключенческих романов, впервые пробует себя в биографическом жанре. Корректно, уважительно, но без всякого подобострастия автор рассказывает документальную историю о том, как школьный учитель из провинции волею судеб стал руководителем великой державы, и что из этого вышло. Жанр:
Мнения экспертов:
Примечание: Цитата: |
Отзывы и оценки экспертов:
С.Соболев: Жанр: альтернативная криптоистория, пародия (на наш мир).
Похожие произведения:
Сомерсет Моэм «Второе июля четвёртого года (Hовейшие материалы к биографии Чехова)» (1994).
И.Эренбург «Необычайные похождения Хулио Хуренито» (1922)
А.Зданович, В.Измозик «Сорок лет на секретной службе. Жизнь и приключения Владимир Кривоша» (2007)
«Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков» (1738-1759).
В.Пелевин «Жизнь и приключения сарая Номер XII» (1991)
М.Москвина «Жизнь и приключения милиционера Караваева» (2007)
Биографическое описание жизни и деятельности Романа Арбитмана, сначала — преподавателя из Саратова, потом — преемника Бориса Ельцина на посту Президента Российской Федерации.
У Гурского, даром что детективщик, нет экономической подкованности Ю.Латыниной, филологической всеядности Р.С.Каца, эрудированной едкости Р.Арбитмана, мастерства стилизатора В.Сорокина (заметно в квелой попытке спародировать инфернальную логорею эзотерического параноика А.Проханова, с.141, 148), не помешала бы Гурскому и толика афористичности В.Пелевина... Впрочем, метод последнего заменяется перманентным цитированием фундаментальной работы японца К.Исигуры «Путь Арбитмана», изданной в заледеневшей Венеции в декабре 2008 года. К чести Льва Гурского, всякие праздные домыслы из жёлтой прессы о колдовстве и магических способностях Романа Арбитмана им воспринимаются критически, а религиозное визионерство особо рьяных деятелей он объявляет алкогольной интоксикацией (с.47), что оставляет исследование в целом в пространстве полезного, а вовсе не сиюминутного сенсационного чтения.
Хотя Лев Гурский и перепроверяет разноречивые факты биографии второго президента России, но местами повторяет ошибки журналистов — например, цитирует белиберду из русского «Ньюсуика», выдаваемую тамошней редакцией за астрономические факты (комета Галлея прилетела из звезд созвездия Кассиопеи, с.228).
Впрочем, для биографии важна фактографическая точность, а не домыслы, и живость подачи материала не играет для историка никакой роли, ибо художественный текст живет по своим законам (взять хотя бы естественно необходимый финал для книги — в жизни страны финала нет; или такой атрибут как «главный герой» — в реальности персоны и морально-нравственный облик меняют, и в преклонном возрасте уступают место героям помоложе, хотя жить не перестает и нянчит внучков треть жизни), и с задачей фактографической дотошный Лев Гурский справился — насколько это вообще было возможно, если учесть, что личность Романа Арбитмана, вроде бы публичного политика, тем не менее законспирирована была строже, чем обстоятельства жизни Гиляровского (популярнейший репортёр XIX-XX вв., от которого остались сотни злободневных статей в прессе и большой очерк о москвичах, но история не сохранила нам даже его имени!).
Гениальность подхода российского президента Арбитмана к вызовам времени биограф Лев Гурский видит в неординарности принимаемых им решений. Если постиндустриальные США увязли в войнах за сырьё (рецидив прошлого, индустриального мира), то второй президент России смело продавал и сдавал в аренду сырьевые месторождения, в угоду будущим поколениям развивая новейшие технологии, в том числе и энергетические — «лучше потерять еще пару нефтяных месторождений, чем превратить всю нашу молодёжь в “потерянное поколение”» (с.221). В то время когда национальные правительства бились с локальными проблемами своими силами, президент России Роман Арбитман не гнушался приглашать высококлассных специалистов из лидирующих стран мира — если не знающий русского языка иностранный футбольный тренер справляется с командой из одиннадцати человек, то уж министр внутренних дел Ури Геллер, специально приглашенный из Англии, справится со своими пятью заместителями тем паче.
В книге еще много будет камео (изображение реального исторического персонажа из нашего мира — в мире параллельном, но — в другой ипостаси). Шандыбин, например, иначе как куртуазный маньерист в том мире и не изъясняется — мне кажется, он там является достойным учеником своих родителей — Егора Гайдара и Ренаты Литвиновой.
Аналогичным образом филолог Арбитман вывернул мир вверенной ему России, и прочитал книгу истории 1990-2008 гг., используя вторые, третьи и четвертые словарные значения тех же самых слов, какими описывались знаковые события последних двадцати лет.
Например, глава «Ходорковский сел» — о том как нефтяной олигарх сел в кресло министра, город Курск затопило паводком, а Бесланский взрыв — о демографическом всплеске в этом районе.
Не только в выдумывании новых космических кораблей и в этнографически точном описании инопланетных рас состоит мастерство фантаста, но и в неожиданном взгляде на привычные явления, персонажи, понятия. Высший пилотаж постмодернистской игры словами тем более полезнее милитаристических боевичков.
оценка: 9
suhan_ilich: Цветной листопад утопий: Государство Платона, Город Солнца, Мир Великого Кольца, Мир Полдня. Красный и золотой, парад фантазий о социальной справедливости. Социализм и коммунизм. И тишина в лагере «либерально-демократических» оппонентов, предпочитавших пропагандировать свои идеи не фантастической литературой. Вспоминается, разве что Айн Рэнд со своим «Атлант расправляет плечи». И вот в стране, где в последнее время если и пишут утопии, то исключительно о пользе больших и малых прутяков, новой опричнины, и КГБ в деле борьбы с иноземным влиянием, появляется что-то совершенно иное, в котором главный герой — второй президент Российской Федерации. «Абсурд» — скажите вы. А я просто протяну вам книгу Льва Гурского, написанную при участии Рустама Святославовича Каца.
Автор детективов и филолог — довольно странное сочетание. Но только такой тандем мог предпринять попытку охватить все грани и стороны многоликого второго президента Российской Федерации, Романа Арбитмана. (Интересно, и что последний является почти полным тезкой известного литературного критика) В истории нашей страны, наверное, еще никогда не было личности, сравнимой по масштабу и народному уважению. Романтик, склонный к реализму, выходец из народа, при помощи своего ума и смекалки, умелого подбора кадров (Ури Геллер и Дэвид Копперфильд), склонности к неординарным решениям (танки в Грозном и меры, предпринятые после Бесланской катастрофы) сумел сделать экономику России стабильной, а само государство, уважаемым в мире.
Гурский скоморошит, как умеет только он один, изящно и тонко, преломляет об колено факты и лепит из них новую историю России. Он язвит и жонглирует словами и понятиями, с легкостью профессионального циркача. Но за этим не теряется и идея «Романа Арбитмана». Книга Гурского — русская утопия, утопия веры не в общественные силы, а утопия веры в персоналию. Да, роль случая тяжело отрицать, но меня не оставляет предположение, что настоящему второму президенту России решения Арбитмана не принять в принципе.
Мне давно не было так комфортно в книжном мире. И я, пожалуй, постараюсь дождаться возвращения Арбитмана из космоса.
оценка: 8
Nog: Сомневаюсь, что главной целью автора была именно мистификация. Конечно, наверняка где-то есть люди, не знающие, кто был президентом в 2000 — 2008 годах, но думаю, книг они тоже не читают, тем более настолько необычных. Скорее, это просто шутка, разросшаяся до целой книги, пусть и не очень объемной. На двух с половиной сотнях страниц изложена богатая событиями биография бывшего сельского учителя из Саратовской области, ставшего сначала ближайшим помощником, а затем и преемником Бориса Ельцина на посту президента России. Если сразу принять правила игры, предложенной автором еще в предисловии, то книга доставит читателю немало приятных и веселых минут. Многие известные события последних двух десятилетий обыграны новым, зачастую парадоксальным образом, почти все известные люди, присутствующие на ее страницах, играют в чем-то схожие, а в чем-то совершенно отличные от реальных роли. Особенно запомнился короткий период «премьерствования» Бориса Березовского и целая глава о том, как сажали Ходорковского (причем даже дважды, и оба раза не в тюрьму, что интересно). Правда, временами книга начинала напоминать утопию наподобие «Империи» Злотникова, особенно когда автор ввел в действие «уникумов». Тем не менее, до самого конца «Биография» читается с большим интересом и с не меньшим удовольствием.
оценка: 8
Kons: «Бред конечно, но как рассказывает.»
«Квартет И»
Арбитман разошелся не на шутку. Его мания величия достигла небывалого значения. Но как же это забавно написано и читается на одном дыхании. Что это за жанр сказать трудно. В книге смешались и литературная мистификация, и утопия, и альтернативная история. Но всё это осязаемо и узнаваемое, а потому принимается с большим вовлечением в тему. Ведь многие знают, кто скрывается под той или иной фамилией, пусть и изменённым в угоду УК именем или отчеством. Попадаются и отдельные деятели фантастического цеха, которым «прописывает» Арбитман.
В целом книга очень забавная, пусть и условно фантастическая, но прочитать её стоит.
оценка: 8
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книга года: Алексей Пехов «Птицеед» (2025-04-11)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Рэй Нэйлер «Гора в море» (2025-01-04)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови» (2012-10-06) // В номинации «Антология»
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая» (2010-07-15)
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Нил Гейман «История с кладбищем» (2009-10-17)
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Святослав Логинов «Закат на планете Земля» (2009-06-04)
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Джо Аберкромби «Кровь и железо» (2009-02-11)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Родриго Кортес «Часовщик» (2008-10-18)
- Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри» (2008-10-03)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Филип Дик «Всевышнее вторжение» (2008-07-18)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (2008-02-02)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)