Нил Гейман «История с кладбищем»
Аннотация: Человек по имени Джек должен убить всех членов одной английской семьи. Мать, отец и старшая дочь не доставили ему никаких проблем, а вот маленький ребенок успел сбежать на находящееся неподалёку кладбище. Среди мертвых он нашел новую семью и свой новый дом... Жанр:
Вызывает ассоциации:
Мнения экспертов:
|
Отзывы и оценки экспертов:
terranid: И снова Гейман смог поразить читателя своей неординарностью, своим талантом и умением сделать из книги для детей увлекательное чтение не только для малышей, но и для взрослых.
Восемь удивительных историй из жизни обычного мальчика проживающего на обычном… кладбище. В этих рассказах автор доказывает, что можно воспитать ЧЕЛОВЕКА и на кладбище, под присмотром привидений дав ему все необходимое: пропитание, одежду, знания, любовь и другие важные человеческие качества.
Я думаю, что писать об увлекательном сюжете, хорошо прописанных героях и прочем не нужно, так как такие вещи всегда можно найти в книгах Геймана. Скажу только, что книга захватывает читателя в свои сети с первых строк, и не отпускает, даже когда переворачиваешь последнюю страницу.
Казалось бы, что в книге с таким названием не может быть ничего хорошего, а только плохое, но это не так — здесь столько светлого, доброго, интересного и чудесного, что хочется самому стать героем произведения.
Еще одним плюсом книги есть прекрасный перевод Е. Мартинкевич с объяснениями некоторых моментов в произведении. И хотя издательское название немного портит общую картину от романа, но думаю, что настоящих фанатов Геймана это не должно отпугивать и останавливать от прочтения книжки.
Я с чистой совестью могу поставить произведению его заслуженный 10 баллов, и я точно знаю, что «Книга кладбища» стала одной из моих самых любимых книг, которые хочется перечитывать и перечитывать.
оценка: 10
armitura: Очень уютная, светлая и сентиментальная книга — никогда бы не подумал, что скажу такое по отношению к роману с названием «The Graveyard Book» (категорически не нравится перевод «История с кладбищем» — мой камень в огород издательства, навязавшего свое название, но уж никак не в огород Katy, которая очень достойно перевела роман на русский язык). Признаться, никогда не питал особой любви к творчеству Геймана. Оно мне зачастую кажется изрядно надуманным и не трогает ничего в душе. К счастью, с этой «Историей…» все не так. Точнее, не совсем так — приплетенная история с Джеками и мировым противостоянием, с избранным, который должен был родиться и которого выслеживали столетиями… Ну не то это здесь, не то. Зачем? Представьте, это как если бы в «Маугли» (не буду лишний раз останавливаться на параллелях между романами Киплинга и Геймана, об этом и так уже писали немало) оказался вплетен геополитический триллер, сам Лягушонок оказался пропавшим индийским принцем, а по лесам шныряли агенты спецслужб — диковатая картина получается, которая не может вызвать ничего, кроме недоумения, не правда ли?
Впрочем, не мне указывать автору, как писать книги (пусть это делает Никитин), тем более, что престижные премии и высокие оценки прочитавших говорят сами за себя. Роман получился по-настоящему хорошим, маленькие истории, показывающие кладбищенскую жизнь мальчишки по имени Никто Оуэнс, оказались занятными, грустными и добрыми одновременно. Нельзя не отметить великолепных персонажей — даже удивительно, как Гейману удалось сделать их настолько яркими, уделив каждому из них столь малое количество текста. Сколько в книге мелькает, к примеру, мисс Лупеску? Страниц двадцать максимум — но образ сложился, вплелся в антураж и вызывает искреннюю симпатию. Это — мастерство. Тем более в наш век словоблудия, когда любой графоман выдает многотомный цикл, который впору отжимать от обилия «воды». На этом фоне тем более сильно смотрится небольшая книжка Нила Геймана, где нет ни одной лишней или пустой сцены. Я не скажу, что перед нами «книга года», но роман получился действительно очень хорошим. Такое пропускать не стоит…
оценка: 9
kkk72: Наши мертвые нас не оставят в беде,
Наши павшие — как часовые.
В.С. Высоцкий
В очередной раз поражаюсь писательскому мастерству Нила Геймана. Вот кого можно назвать волшебником слова! Не так просто иной раз даже понять, чем Гейман околдовывает читателя. Вот и «История с кладбищем» производит весьма неординарное впечатление. Сама история начинается с того, что некий убийца расправляется со всей семьей, и лишь совсем крохотный мальчик чудом спасается на кладбище. Призрачные обитатели кладбища берут его под свою охрану и становятся новыми родителями, опекунами, воспитателями, друзьми мальчика, получившего новое имя — Никто Оуэнс. Вам ничего не напоминает эта история? Ну, конечно, Гейман вдохновлялся «Книгой джунглей» Киплинга и не старается скрыть это. В «Истории с кладбищем» легко найти аналоги родителей-волков, Багиры, Шерхана, бандерлогов, хотя Гейман отнюдь не ограничивается перелицовкой известного сюжета, добавляя в него новые эпизоды и подробности.
Если пытаться обратить внимание в первую очередь на сюжет, то он не блещет такой уж глубиной, а некоторые моменты, например, причины, по котороым погибла семья главного героя, и вовсе выглядят притянутыми за уши. Но прелесть книги Геймана не в этом. Точно так же, как Никт Оуэнс балансирует на грани между миром живых и миром мертвых, Гейман ухитряется балансировать между удивительным и страшным, чудесным и жестоким, не скатываясь ни в жесткий треш, ни в детскую сказочку. В результате роман действительно цепляет. Да, понятно, что все закончится хорошо, что главный герой выйдет из всех передряг, но при этом оторваться от книги никак не получается. При этом не могу не отметить как удивительную и нестандартную фантазию автора, так и виртуозное владение словом. особенно сильное впечатление произвели эпизоды в мире за упырьей дверью. При этом периодически создается полное впечатление, что Гейман знает о происходящем намного больше, чем сообщает своим читателям, что описанные в книге события — лишь отголосок сложной и непонятной борьбы, происходящей за пределами романа. Примерно так выглядит «Хоббит», из которого затем вырос «Властелин колец». Возможно, Гейман тоже когда-нибудь напишет масштабный роман, который прольет свет на истинную подоплеку событий «Истории с кладбищем».
Чрезвычайно хороши герои романа. Иной раз просто поражаешься тому, какими живыми у Геймана получаются покойники, как несколькими сухими строчками из могильной надписи автор ухитряется метко охарактеризовать своих персонажей. Но даже на этом нетривиальном фоне ярко выделяется Сайлас, который, безусловно, станет любимцем большинства читателей.
Рассказы. вхордящие в роман, выглядят несколько неровными. Одни поярче, другие более обыденны. Мне особенно запомнился удивительный «данс макабр», вызывающий ассоциации не с Киплингом, а скорее с Босхом и Дюрером. И все же каждая история хороша по-своему, а вместе они составляют своеобразную мозаику, очень удачно показывающую проценсс взросления главного героя. При этом, несмотря на, казалось бы, мрачную тематику, книга оставила у меня на удивление светлые и теплые чувства.
Что ж, Гейману удалось в полной мере реабилитироваться в моих глазах за невнятный «Интермир», и создать еще один шедевр, который я могу смело рекомендовать самому широкому кругу читателей. И, конечно, не могу не поблагодарить Katy за отличный перевод, который очень удачно передает неповторимый стиль Геймана
оценка: 9
suhan_ilich: Некоторые книги сверкают так ярко, что бросают отражения спустя десятки лет после того, как увидели свет. На закате XIX века над Британской Империей вспыхнула сверхновая Редьярда Киплинга. С этого момента повела свой отсчет история мальчика, выросшего среди волков в джунглях Индии. Ее отсвет мчался сотню лет через переиздания и экранизации, прежде чем в один прекрасный день яркий солнечный зайчик не угодил прямохонько в голову начинающего английского писателя и журналиста — Нила Геймана, глядящего на то, как лихо его маленький сын накручивает педали трехколесного велосипеда возле могильных камней. В тот день родился замысел «Книги Кладбища». Но до того момента как идея оделась в книжную обложку, пришлось прождать больше двадцати лет...
Главного героя «Книги Кладбища» зовут Бод. Это не опечатка, не Боб, а Бод, сокращенно от Nobody, т.е. Никто. Свое редкое имя, которое до этого как-то раз использовал Одиссей, он получил от своих приемных родителей. Бездетная чета Оунсов взяла его под свою опеку, чтобы защитить от человека по имени Джек, убившего семью Бода.
Даже в наше время победившего постпанка, Оуенсы не выглядит как обычная семья. Ладно бы просто жили на кладбище в могилах, но ведь оба супруга давно умерли. Да-да, вы не ослышались, спасители Бода мертвы. Кладбищенская ограда не просто огораживает место, где лежит хладный прах, она отделяет мир живых от мира мертвых. Здесь среди помпезных гробниц и простых могильных плит кипит нежизнь: играют умершие дети, позерствует поэт-графоман, покончивший жизнь самоубийством, в старинном кургане охраняет сокровища своего повелителя загадочный Синий Человек, а где-то есть проход в пустыню, где расположен заброшенный город, приспособленный духами под свое обиталище. Таков новый дом Бода, который своей необычностью ничуть не уступает джунглям Маугли.
Видимо, кладбищенская атмосфера как нельзя лучше подходит и для Нила Геймана, неживые в его книге выходят живее всех живых. Ну, а авторская ирония разбавляет готичные цвета и прекрасно дополняет великолепные описательные находки: имена умерших сопровождаются их эпитафиями, а прямая речь персонажей стилизована под эпоху, откуда они были родом. Стильная выразительность второстепенных героев не идет в ущерб портретам основных персонажей. Образы друзей Маугли: Балу, Багиры и Каа преломились через призму воображения Геймана и заиграли новыми неожиданными красками. Сыграйте в увлекательную игру, попробуйте найти соответствия между героями Киплинга и Геймана. Силас — вампир, обитающий в кладбищенской церкви и взявший на себя обязательство защищать Бода. Оборотень — Миссис Лупеску, способная рискнуть своей нежизнью, чтобы спасти своего воспитанника. Лиза — убитая своими соседями девушка ведьма, несмотря на смерть, сохранившая некоторые колдовские способности. Но главное не аналогии, Гейман сумел воссоздать совершенно киплинговскую манеру отношений между ними и Бодом: сложную смесь дружбы, покровительства и наставничества.
Нил Гейман не мастер романов, порой мне кажется, что ему слишком скучно последовательно описывать приключения одного и того же героя или героев. Структурно «Книга Кладбища» — хороший компромисс между длинной и короткой формой. Книга состоит из восьми небольших историй из жизни Бода. С каждой главный герой становится старше на два-три года. Не все одинаково интересны, но все выстраиваются в цельную историю неминуемого взросления, которое рано или поздно выведет Бода, как в свое время его литературный прообраз, из места, ставшего его домом в мир обычных людей.
Как-то Ким Ньюман подметил, что истории Геймана для детей отличаются от его взрослых книг тем, что в них гораздо больше жестокости. Эту историю автор сумел подать так, что она может растрогать даже черствого как камень читателя. Ну а сентиментальным барышням можно посоветовать немедленно начать откладывать впрок носовые платки. Чтобы стать безусловным шедевром книге не хватило какой-то малости, ощущения катарсиса в конце, которое так характерно для произведений Рея Брэдбери, тоже посвященных взрослению. Еще бы чуть-чуть эмоций и книгу бы закрывал совсем другой человек чем ее начинал читать, но...
В целом, безусловная авторская удача. На основе киплинговских историй о Маугли Нил Гейман создал мудрую, мрачную, очень атмосферную книгу о взрослении.
оценка: 9
WiNchiK: «История с кладбищем»…звучит мрачнова-то, а все почему? А все потому, что сразу на ум приходят наши дурацкие покосившиеся оградки, могилки заросшие травой-муравой, грязные, замызганные венки из искусственных цветов, бродящие, подобно призракам древние бабушки неопознаваемой наружности, собирающие эти самые цветочки и заодно припасы, оставленные родственниками в виде пластиковых стаканчиков, накрытых кусочком хлеба…Нет, не о таком кладбище написал Гейман, и слава ему и всем Богам за это. Ничего страшнее наших «последних пристанищ» я не могу вообразить.
Роман Нила — это добрая и светлая история о двух разных мирах: мире живых (взрослом мире) и мире мертвых, кладбищенском мирке (как ни странно — мире детства). Пусть говорят, что роман именно детский /подростковый — не без этого, но в первую очередь он невероятно хороший.
История мальчика-гражданина кладбища Никта Оуэнса состоит из глав, каждая из которых освещает отдельный, важный (непременно важный) эпизод его жизни. Сначала кажется, что историй как-то совсем малова-то, что можно было бы и побольше написать, но если подумать, то ведь так на самом деле и есть. Что мы помним из своего детства? Пару-тройку по-настоящему ярких событий и еще с десяток менее значительных происшествий, остальное куда-то бесследно исчезло, растерялось на дорогах взросления.
Что делают жители кладбища? Они растят, воспитывают, обучают, любят и всячески оберегают Никта от выхода за пределы их мира. Взрослый мир/мир живых полон опасностей для ребенка, он жесток. И правда, каждый раз оказавшись за пределами кладбища мальчик попадал в неприятности — его доверчивость и открытость делали его уязвимым для этого вероломного и эгоистичного мира. Однако и само кладбище таит в себе опасности, так, например, легендарные, но оттого не менее настоящие вампирские двери и страшный мир, скрытый за ними, или старое захоронение в холме с наводящим ужас СЛИРОМ, ждущим своего Господина.
Никт Оуэнс очень любознательный, но при этом — прилежный ребенок, а потому проблем с ним было не так много. И за это отдельное спасибо автору, ведь все чаще сейчас поощряются детишки непослушные и своевольные, которые что ни миг обязательно попадают в новую неприятность. Никт же нарушал правила только для того чтобы сделать что-то хорошее, а не из-за бунтарских порывов.
Можно долго-долго говорить об этой книге, в ней все не просто так и при этом все так просто.
В чем отличие живых от мертвых? Оказывается не только наличие постоянного дыхания и регулярного сердцебиения делают нас живыми. Вся разница в…потенциале. Мертвые — не меняются, не создают, не могут повлиять на этот мир — они прожили свои жизни, они — это прошлое, они это то, что они успели пока были живы. А «настоящие» живые — могут ВСЕ. И это не пустые слова.
Как и подобает настоящей истории о взрослении, мальчик обязательно вырастет и все вокруг него изменится...
оценка: 9
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книжный клуб фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови» (2012-10-06) // В номинации «Антология»
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая» (2010-07-15)
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России» (2010-01-31)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Святослав Логинов «Закат на планете Земля» (2009-06-04)
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Джо Аберкромби «Кровь и железо» (2009-02-11)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Родриго Кортес «Часовщик» (2008-10-18)
- Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри» (2008-10-03)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Филип Дик «Всевышнее вторжение» (2008-07-18)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (2008-02-02)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)