Святослав Логинов «Закат на планете Земля»
Аннотация: Рассказы разных лет, представляющие разные грани таланта Святослава Логинова. Мнения экспертов:
|
Отзывы и оценки экспертов:
Nog: Разговоры о кризисе отечественной фантастики идут давно и будут идти, наверное, всегда, независимо от того, насколько они обоснованны. Но как минимум кризис короткой формы ещё недавно был очевидной реальностью. Направление фантастических рассказов держалось по сути всего на нескольких именах писателей, уже ставших классиками жанра, и имя Святослава Логинова среди них всегда вспоминалось и называлось одним из первых. В последнее время ситуация понемногу начала выправляться, появились молодые авторы, специализирующиеся на короткой форме, однако это совсем не повод забывать признанных мастеров. И выход нового авторского сборника Логинова стал настоящим подарком для читателей, тем более что вообще издают этого писателя весьма неохотно.
Впрочем, надо сказать, что сборник не совсем новый. В него вошли рассказы и повести, написанные автором больше чем за тридцать лет его творческой деятельности, и все они, кроме, может быть, «Мафусаила» — крошечной зарисовки на четверть странички, уже могут быть знакомы читателю по старым сборникам, антологиям, журнальным публикациям. Значит ли это, что новая книга не заслуживает внимания любителя фантастики? Конечно же нет, и вот почему.
Первое. Последний авторский сборник Логинова выходил в 2001 году, и сейчас в свободной продаже его уже попросту не найти, не говоря уже о более ранних изданиях.
Второе. У любителей фантастики со стажем старые сборники вполне могут иметься в домашней библиотеке. Однако рассказы и повести, написанные после 2001 года, под одной обложкой не издавались вообще никогда, а пусть не большая, но значительная часть «Заката на планете Земля» составлена именно из них.
Ну и третье. Даже если предположить, что кому-то удалось собрать все отдельные публикации Логинова, новый сборник ему тоже пропускать нельзя хотя бы потому, что здесь почти каждому рассказу сопутствует комментарий автора с историей его создания, целями, которые преследовало его написание, и вообще с разнообразными мыслями по этому поводу. Это ли не настоящий подарок для поклонника?
Сборник построен не вполне по хронологическому принципу. Скорее, для него была выбрана, скажем так, блочная структура, хотя явного разделения на части в книге нет. Но можно заметить, как за микрорассказами-причами идут произведения на исторические темы, а на смену мистике и магреализму приходят «деревенские» рассказы, в которых чаще (хоть и не всегда) преобладает реалистический элемент. Есть, конечно, и промежуточные, а то и вовсе не входящие ни в какие «блоки» произведения, благодаря чему один-единственный сборник позволяет насладиться рассказами на самые разнообразные темы. А ведь это далеко не всё — скажем, здесь почти не нашлось места чистому фэнтези или космической фантастике, которым Логинов тоже уделял внимание в своём творчестве. Да и ни одной статьи или эссе в сборник не вошло, за исключением «Сослагательного наклонения». Возможно, их приберегают на второй сборник? Честно говоря, уже сейчас хочется если не подержать его в руках, то хотя бы узнать что-то определённое.
Но это дело будущего. А что до настоящего, то «Закат на планете Земля» сильно напомнил мне «Ретроспективу» Джорджа Мартина, представляя все стороны писательского дара Святослава Логинова. Что же касается не вполне удачных вещей, которые есть у любого автора, то лично я готов смириться с их существованием, если при этом имею возможность не пропустить настоящие шедевры. И сборник такую возможность предоставляет.
оценка: 9
badger: Авторские сборники рассказов в наши дни зверь редкий. Новые романы, разной степени удобоваримости, выходят куда как чаще, а вот с рассказичками беда. Различные итоговые и тематические антологии погоды не делают — чтение их напоминает извлечение изюма из булки, да и не факт что изюм в это блюдо по рецепту положен. И такими изюминками для меня всегда были рассказы С. Логинова — мелькнет знакомая фамилия в содержании, значит сборник можно брать, значит хотя бы один рассказ в нем достоин внимания. Но вот теперь полку с антологиями можно значительно проредить — в новый авторский сборник вошли многие из тех рассказов, ради которых покупались эти пестрые книжки.
То, что рассказчик из Логинова отменный было известно еще давно — первые рассказы и микрорассказы, зарисовки и очерки были напечатаны более 30 лет назад. Но впервые они собраны под одной обложкой — приглажены, рассортированы, прокомментированы. Бери и наслаждайся. Передозировки не будет — малую прозу Логинова выгодно отличает небанальность сюжетов, яркость образов и ясность мысли. Тут найдется и научная фантастика, и фэнтези, и мистика, и, ставший огромной редкостью в последнее время, деревенский рассказ. Многие из них уже стали классическими, получили награды на конвентах, забронзовели. Что-то разлетелось на цитаты, благо, некоторые микрорассказы состоят всего из 1-2 предложений. И, как любые искусно выполненные вещи, попав в хорошую оправу, они заиграли новыми красками, и, пожалуй, сложно угадать без авторских комментариев, какой рассказ написан 3 года назад, а какой и все 33.
Можно по-разному относиться к романам Логинова, тем более что они у него очень уж различаются и по уровню, и по сюжетному посылу. Можно не принимать его активную гражданскую позицию (отношение к религии у автора, мягко говоря, не слишком уважительное). Но если вы хотите убедиться, что фантастический рассказ еще не сдал своих позиций — мимо этой книги пройти нельзя. В коллекции историй одного из лучших мастеров слова в отечественной фантастики каждый найдет себе жемчужину по душе, а кто-то соберет и целое жемчужное ожерелья. Приятного поиска и приятного чтения.
оценка: 9
Petro Gulak: Пожалуй, главная черта Логинова-писателя — чрезвычайная дотошность. Текст обрастает подробностями, бытовыми деталями, приобретает столь редкую в нашей фантастике плотность фактуры. В «Далайне» это создавало чувство реальности небывалого мира, в рассказах и повестях — ощущение подлинности того фрагмента мира, который мы наблюдаем.
Так что Логинов по природе своей — реалист, и удачи его, на мой взгляд, связаны не с «придумыванием» («Многорукий бог далайна» — блестящее исключение), а с преображением действительности: с теми легкими сдвигами, которые остраняют нашу жизнь. Средневековье и деревенский огород, советская квартира и петербургская улица — все настоящее, все знакомое, все непривычное. Это и есть фантастика, какой она должна быть.
Авторские предисловия к рассказам погружают тексты в реальность еще глубже: что послужило толчком к написанию, как результат связан с замыслом. Надеюсь, что обещанный второй том появится вскоре: немного в нашей фантастике писателей, которые владеют словом и жанром так, как Логинов.
оценка: 9
Vladimir Puziy: Святослав Логинов — один из лучших «рассказчиков» в отечественной фантастике. Необычный взгляд на привычные нам вещи, всегда ясное понимание не только «что», но и «для чего» пишется, наконец — яркий, живой стиль, по которому его рассказы всегда узнаются. Многие из них уже стали классикой: «Страж перевала», «Яблочко от яблоньки», «Миракль рядового дня»... Перечислять можно долго.
Хорошего, увесистого собрания сочинений (не скажу «полного» — слава несуществующему для Святослава Богу — автор жив и продолжает писать) — так вот, такого собрания сочинений читатели ждали давно. Сборник «Страж Перевала» выходил в легендарной серии «Русское фэнтези» от «Азбуки» в 1996-м. Более полный двухтомник издало «ЭКСМО» в 2001-м. И затем был восьмилетний (!) перерыв. «Закат на планете Земля» это не просто переиздание уже знакомых вещей. В первый том (а обещан и второй!) вошли повести и рассказы, написанные в самые разные годы, в том числе — самые свежие произведения. Это действительно первое настолько полное собрание, причём снабжённое авторскими предисловиями/комментариями. Аналогов ему нет и вряд ли в обозримом будущем появятся.
На мой взгляд, этот сборник — книга, обязательная к прочтению для любого, кто ценит в фантастике живое слово, игру воображения, умение зацепить читателя за живое. Логинов бывает серьёзен и ироничен, он умеет удивить и даже возмутить. Вот что ему совершенно не свойственно, так это банальность и следование общепринятым веяниям.
оценка: 9
an2001: Автор сам признается, что любит писать рассказы. Но главное то, что он это еще и умеет — разные по содержанию и сюжету, но вполне узнаваемые по стилю. Здесь есть и микрорассказы, и повести, и фантастика, и фэнтези, и даже вполне себе традиционный реализм.
Приятно, что практически каждый рассказ в сборнике предваряется авторским текстом — об истории написанного или в связи с чем была отдана дань тому или иному художественному направлению. Отсюда становится видно, как менялись склонности и вкусы пишущего человека, как искались сюжеты и мысли, и как, наконец, складывалась писательская жизнь.
Естественно — не все произведения написаны одинаково, поэтому приходилось и останавливаться при прочтении, обдумывая и прочувствовав прочитанное, и только затем приступать к дальнейшим страницам. А в общем — книга получилась хорошая и достойная, с отчетливым приятным «послевкусием»...
оценка: 9
kkk72: Святослав Логинов — один из наиболее уважаемых мною отечественных авторов. Еще в середине 1990-х годов я прочел «Многорукого бога далайна», который считаю одним из сильнейших произедений отечественной фантастики, и сборник «Страж перевала», произвевший на меня сильное впечатление. С тех пор я убедился, что Логинов — настоящий Мастер. В лучших своих произведениях он способен в как-то очень неброско, исподволь, завладеть вниманием читателя и поразить его в самое сердце глубиной своих мыслей и чувств.
Еще одна особенность творчества Логинова — он чрезвычайно разнообразен. В отличие от многих авторов, которые, написав удачное произведение, с остервенением рудокопов разрабатывают свою золотую жилу до полного истощения, Логинов никогда не грешил написанием многотомных «опупей». Зато рассказы и даже микрорассказы — его конек. В своих рассказах Логинов не боится постоянно экспериментировать с формой и стилем. В большинстве случаев его творчество довольно характерно и узнаваемо, но нередко читаешь рассказ и все хочется проверить — да точно ли это Логинов. Впрочем, у всего есть две стороны. Отнюдь не всегда эксперименты Логинова оказываются удачны, и иной раз его рассказы вызывают у меня чувство недоумения. К счастью, это случается редко.
Исходя из всех этих соображений, едва узнав о издании новго, масштабного сборника Логинова, я начал за ним охоту, которая и завершилась успешно в Киеве.
Должен сказать, что этот сборник — своеобразное явление в издании фантастики. Перед нами — почти полная подобрка лучший произведений автора в малой форме за двадцать с лишним лет, да еще снабженная очень интересными авторскими комментариями. Насколько мне известно, из всех отечественных фантастов только у Евгения Лукина был издан подобный же том. Лично мне было очень интересно не просто читать отдельные рассказы, но и следить за эволюцией творчества Логинова — от «исторического» периода в его творчестве к «экспериментальному», а затем к «деревенскому». Но обо всем по порядку.
Открывают сборник десяток микрорассказов. Мое отношение к этой форме довольно сложное. Микрорассказ либо попадает точно в сердце читателя, либо проносится мимо, не задев мыслей и чувств. Увы, среди этих рассказов есть симпатичные, но большинство из них оставили меня равнодушным. Больше всего запомнилась «Денежная история».
Следующий десяток рассказов можно назвать «исторической фантастикой». Вот здесь Логинов развернулся вовсю. Не могу не отметить отличное знание автором реалий средневековья. Большинство этих историй — умные, жесткие, заставляющие думать и чувствовать. Единственное, что меня смущает — слишком уж откровенная антицерковная направленность большинства из этих рассказов. И все же именно в этой части сборника у меня больше всего высоких оценок. Особенно хороши «Смирный Жак», «Ганс Крысолов», «Быль о сказочном звере», «Во имя твое». Жаль, что в последнее время Логинов не так часто возвращается в своем творчестве к исторической тематике.
Следующие десятка полтора рассказов хочется назвать «Экспериментальными». Странные, причудливые, необычные истории. Одни из них совершенно реалистичны. Другие — полнейший сюрреализм. Нередко совершенно обыденная история вдруг завершается совершенно необычным финалом, как в рассказе «Фундамент», а «Часы» вообще достойны пера Филиппа Дика. Увы, не все эксперименты автора показались мне удачными. Больше всего запомнились «Автопортрет», «Часы», «Высокие технологии» и совершенно безумное «Яблочко».
Еще десяток произведений — так называемая «деревенская фантастика», совершенно необычное явление для наших фантастов. Эти рассказы, мудрые и зачастую печальные, хоть и содержат в большинстве своем немало фантастического, скорее напоминают творчество Тургенева или Льва Толстого, чем наших современников-фантастов. Вообще-то я совершенно не являюсь поклонником деревенской прозы, но автору удалось неоднократно заставить меня в этом усомниться. Особенно выделяются удачный цикл «Замошье», «Машенька» и удивительный философский «Огород».
Лиишь несколько произведений, вошедших в сборник, относятся к классической фантастике. Из них стоит выделить «Землепашца». Но особенно сильное впечатление на меня произвела заглавная повесть «Закат на планете Земля». Она как бы задает темп и настроение всему сборнику — неспешное, мудрое и грустное размышление о смысле жизни.
Лично для меня впечатление от сборника оказалось чуть ниже, чем я ожидал. Видимо, это объясняется тем. что больше половины рассказов (и лучших рассказов), вошедших в него, я читал раньше, а из новых для меня произведений понравились не все. Жаль, что в сборник почему-то не вошли «Страж перевала», «Оберег у Пустых холмов», «Гибель замка Рэндолл», «Лес господина графа». Без них обзор творчества автора кажется несколько неполным. Но все же я считаю сборник одним из наиболее удачных изданий отечественной фантастики за последнее время. Рекомендую его всем, кто хочет получить достаточно полное впечатление о творчестве Логинова или просто насладиться интересными, необычными, умными рассказами.
оценка: 8
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книжный клуб фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови» (2012-10-06) // В номинации «Антология»
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая» (2010-07-15)
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России» (2010-01-31)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Нил Гейман «История с кладбищем» (2009-10-17)
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Джо Аберкромби «Кровь и железо» (2009-02-11)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Родриго Кортес «Часовщик» (2008-10-18)
- Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри» (2008-10-03)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Филип Дик «Всевышнее вторжение» (2008-07-18)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (2008-02-02)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)