
Филип Дик «Всевышнее вторжение»
2007 г. |
Цикл: «Валис» Аннотация: На планете, затерянной в глубинах космоса, Хеб Ашер сидел в куполе и слушал записи Линды Фокс. В соседнем куполе в это время медленно умирала от неизлечимой в таких условиях болезни Райбис Ромми. Они ещё не знают, что приготовила им судьба и к каким грандиозным последствиям приведёт их, на первый взгляд, случайное знакомство... Жанр:
Мнения экспертов:
|
Отзывы и оценки экспертов:
duke: Вторая книга диковской трилогии «ВАЛИС» понравилась несравненно больше, чем первая. Дик значительно сузил области поиска «истинного» Бога, ограничившись на сей раз, по большому счету, только иудаизмом (с небольшими вкраплениями собственной фантазии). Я, к сожалению, очень поверхностно знаком с Торой, поэтому сильно подозреваю, что некий слой романа прошел мимо меня. Но «оставшегося» с лихвой хватило, чтобы оценить это произведение высокой оценкой.
Глубоких интересных мыслей — тьма, персонажи прописаны замечательно, динамика имеет место быть, а повороты сюжета совершенно непредсказуемы. Даже когда до конца оставалось несколько страниц, совершенно не мог предположить, чем все закончится. Излишне упоминать про буйную фантазию писателя, которая здесь не только «бурлит», но и оформлена в довольно четкую, (почти) понятную и очень стройную систему. Еще следует отметить, что «Всевышнее вторжение» — редкий (для Дика) случай «позитивного» романа, почти не омраченного депрессивным взглядом на происходящее.
Не поставил десятку по двум причинам. Первая — очень слышны отголоски «Убика», и второе — так и не понял до конца всех пертурбаций, связанных с Реальностью, которая претерпевает изменения на протяжении всего повествования.
Книги Ф. Дика почти всегда следует читать особым образом и, что гораздо важнее, с особым настроением. Я не хочу сказать, что читать их тяжело. Совсем нет. Просто, начав читать и пытаясь сходу понять логику происходящего, можно голову сломать. В лучшем случае, книга будет просто отложена на неопределенное время, в худшем — на писателе будет поставлен жирный крест. А это совершенно неправильно! Кстати, читателям, собирающимся ознакомиться со «Всевышним вторжением» не премину заметить, что эта книга самостоятельна и связь с первой книгой трилогии имеет не принципиальную, так что ее можно спокойно читать отдельно.
P.S. Меня же чтение этой книги сподвигнуло на следующие действия: сначала я зашел в соседнюю комнату и полил растущий на подоконнике бамбук (в неопалимом огне которого главному герою являлся Яхве — а вдруг, и мне явится:)), затем достал с полки и начал читать книгу «Священная Иудея», дабы заполнить пробелы в собственном образовании.
оценка: 9
mastino: Очень интересный, очень динамичный, но при этом крайне сложный и неоднозначный роман. Достаточно непросто взять и оценить это произведение. Как минимум, после прочтения, роман требует достаточно глубокого анализа. Проблемы, поднятые в этом произведении достаточно глубоки, и понять весь авторский замысел, что называется «влёт» — весьма непросто.
Сюжет романа просто великолепен. События происходят с какой то головокружительной быстротой, а параллельная реальность, введённая ближе к концу романа, и осложнила, и сделала роман более интересным одновременно.
Начавшись как описание жизни под куполом на какой-то людьми и Богом забытой планете, повествование вскоре переросло в нечто настолько бОльшее, что сразу осмыслить ход мысли автора оказалось делом весьма непростым.
Итог: Роман сложен, неоднозначен и безумно интересен. Весьма специфическое произведение, что называется «на любителя»
оценка: 9
suhan_ilich: Второй том трилогии Филипа Дика о Валисе. По первоначальному замыслу он должен был называться «Valis Regained». ВАЛИС расшифровывается как «vast active living intelligence system». Это искуственая система, прибывшая к Земле от Сириуса. Ее задача состоит в том, чтобы облегчить взаимоотношение между людьми и внеземными разумными существами. Эта система облегчает начало внутреннего познания окружающего мира (видимо в данном случае его можно даже назвать религиозным). Насколько можно судить по этой книге, ВАЛИС практически равнозначен Яхве или является его оружием.
В 66-ом году нашей эры в Иудее вспыхивает восстание против власти Рима. К 70-му году римские войска берут штурмом Иерусалим и последним оплотом восставших становится крепость Массада. В течение 3 лет около 1000 защитники, в число которых входят женщины и дети, сопротивляются силам X римского легиона. В 73 году крепость взята, но среди уцелевших всего одна женщина, все остальные покончили жизнь самоубийством. Именно этот момент стал ключевым в борьбе Велиала, духа небытия и обмана, с Яхве. Яхве изгнан с Земли и находит прибежище в отдаленной звездной системе. В недалеком будущем земляне доберутся и до этой планеты, где будут построены купола для ретрансляции и для Яхве появится шанс вновь вернуться на Землю.
Как и большинство прочитавших замечу, что на первый взгляд роман структурно проще, чем «Валис». Сюжетная линия хотя не линейна, но выстраивается достаточно четко даже при минимуме внимания. Нет резких переворотов в действии, которые заставили бы пересмотреть предыдущие факты, столь привычных для творчества Дика. Сложность скорее состоит в идейном наполнении романа. Однако ближе к концу книги Дик усложняет мир романа, введя в повествование параллельную реальность, практически никак не выделив переход. Я, честно говоря, с этим разобрался не сразу. Книга очень интересна огромным количеством отсылок к Библии. По сути Дик выстраивает свою версию новозаветной истории. Здесь думаю стоит остановиться и заметить, что, по-видимому, Яхве у Дика — это ветхозаветный иудейский Бог, а Христос, появившейся в этой реальности, имел, вероятно, какое-то отношение к Велиалу, судя по тому состоянию, в котором пребывает объединенная христианомусульманская церковь. Поэтому история возвращения Яхве в виде нерожденного ребенка на Землю — это история рождения сына Бога в том виде, в котором она была представлена в различных пророчествах, вошедших в Ветхий завет. Так, например, ребенка зовут в полном соответствии с пророчеством Исаии Еманнуилом. Явление Яхве в виде неопаляющего огня одному из героев, тоже скорее характерно для Ветхого завета. Близко к этому лежит и христианская идея об Утешителе, который дает шанс даже закоренелому грешнику изменить свое посмертие. Вторая идейная составляющая помимо христианскоиудейской религиозной — это платонические и гностические идеи о гнозисе, об иллюзорности материального мира. Так почти платоновские идеи лежат в основе предметов, такие маленькие программки, задающие составление этих предметов из элементов материального мира. Когда Еммануил заменяет одну идею другой, предмет преобразуется соответствующим образом. Это одна из причин, по которой у меня есть некоторые сомнения в том, что ближе к концу герои переносятся в другой мир, скорее меняется глобальная программа, трансформируя целый мир, однако при этом у главных героев сохраняется память о старом, но суть противостояния осталась прежней.
Сложная, многогранная книга, есть над чем подумать, о чем поговорить. Однако, я поставлю 9/10, мне показалось, что художественно произведение не сумело вместить в себя все идеи Дика.
оценка: 9
Другие рекомендации «Лаборатории Фантастики»:
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Рэй Нэйлер «Гора в море» (2025-01-04)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Джек Вэнс «Сад принцессы Сульдрун» (2024-11-02)
- Книга года: Ален Дамазио «Орда встречного ветра» (2024-09-05)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Алексей Провоторов «Костяной» (2024-08-03)
- Книга года: Иван Белов «Заступа» (2024-07-01)
- Книжный клуб Фантлаба рекомендует: Роберт Сойер «Старплекс» (2024-06-13)
- Тэд Уильямс «Корона из ведьминого дерева» / «The Witchwood Crown» (2019-04-10)
- Роберт Холдсток «Лес Мифаго» / «Mythago Wood» (2018-08-24)
- Альфред Бестер «Тигр! Тигр!»/«Моя цель - звезды» (2018-04-15)
- Р. Скотт Бэккер «Тысячекратная Мысль» (2018-03-12)
- Джо Аберкромби «Герои» (2018-03-11)
- Вадим Волобуев «Боги грядущего» (2018-03-11) // В номинации «Не пропустите»
- Р. Скотт Бэккер «Воин-пророк» (2018-01-14)
- К.А. Терина «Фарбрика» (2017-08-17) // В номинации «Наш выбор»
- Запах (2016-06-12) // В номинации «Яркий дебют»
- Мальчик во мгле и другие рассказы (2016-02-28)
- Уильям Моррис «Лес за Гранью Мира» (2015-10-25)
- Лорд Дансейни, собрание сочинений (2015-06-15)
- Майкл Флинн «Танцор Января» / «The January Dancer» (2015-02-11)
- Энди Вейер «Марсианин» / «The Martian» (2014-11-05)
- Яцек Дукай «Иные песни» / «Inne pieśni» (2014-10-31)
- Юлия Зонис, Екатерина Чернявская «Хозяин зеркал» (2014-06-30)
- Брендон Сандерсон «Обреченное королевство» / «The Way of Kings» (2014-05-03)
- Орсон Скотт Кард «Игра Эндера» / «Ender's Game» (2013-11-07)
- Мария Галина «Куриный Бог» (2013-09-15)
- Ольга Онойко «Море имён» (2013-03-27)
- Терри Пратчетт, Нил Гейман «Благие знамения» / «Good Omens» (2013-01-09)
- Сергей Пальцун, Сергей Лапач «Формула крови» (2012-10-06) // В номинации «Антология»
- Грэй Ф. Грин «Кетополис: Киты и броненосцы» / «Cetopolis: Whales & Battleships» (2012-07-03)
- Нил Стивенсон «Анафем» / «Anathem» (2012-05-17)
- Мария Галина «Медведки» (2012-04-03)
- Нил Стивенсон «Барочный цикл» / «Baroque Cycle» (2012-03-09)
- Ричард Адамс «Обитатели холмов» / «Watership Down» (2012-01-25)
- Сергей Жарковский «Я, Хобо: Времена смерти» (2011-11-30)
- Артур Кларк «Девять миллиардов имён бога» / «The Collected Stories of Arthur C. Clarke» (2011-11-02) // В номинации «Антология»
- Юн Айвиде Линдквист «Впусти меня» / «Låt den rätte komma in» (2011-10-09)
- Иэн Бэнкс «Алгебраист» / «The Algebraist» (2011-08-19)
- Тим Пауэрс «На странных волнах» / «On Stranger Tides» (2011-06-23)
- Нил Гейман «Прелюдии и ноктюрны» / «Preludes and Nocturnes» (2011-04-25)
- Майкл Суэнвик «Драконы Вавилона» / «The Dragons of Babel» (2011-03-23)
- Марина и Сергей Дяченко «Мигрант, или Brevi finietur» (2011-02-19)
- Майкл Флинн «Эйфельхайм: город-призрак» / «Eifelheim» (2010-12-26)
- Джеймс Блиш «Засеянные звезды» / «The Seedling Stars» (2010-12-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Патрик Ротфусс «Имя ветра» / «The Name of the Wind» (2010-11-16)
- Мариам Петросян «Дом, в котором...» (2010-10-08)
- Мерси Шелли «2048» (2010-09-05)
- Том Холланд «Раб своей жажды» / «Supping with Panthers» (2010-09-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Джон Джозеф Адамс «Нежить» / «The Living Dead» (2010-08-19) // В номинации «Антология»
- Лорд Дансени «Боги Пеганы» / «The Gods of Pegāna» (2010-07-28) // В номинации «Ретроспектива»
- Джаспер Ффорде «Тайна выеденного яйца, или Смерть Шалтая» (2010-07-15)
- Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев» (2010-06-25) // В номинации «Ретроспектива»
- Михаил Успенский «Райская машина» (2010-06-06)
- Дмитрий Колодан «Время Бармаглота» (2010-04-15)
- Филип Дик «Сохраняющая машина» (2010-03-27) // В номинации «Ретроспектива»
- Роберт Чарльз Уилсон «Спин» (2010-03-06)
- Кормак Маккарти «Дорога» (2010-02-20)
- Лев Гурский «Роман Арбитман: Биография второго президента России» (2010-01-31)
- Джеффри Форд «Отличный Город» (2010-01-12) // В номинации «Ретроспектива»
- Джо Хилл «Призраки двадцатого века» (2009-12-19)
- Сергей Буркатовский «Война 2020. Первая космическая» (2009-11-28)
- Раймонд Фэйст, Дженни Вурц «Империя» (2009-11-08) // В номинации «Ретроспектива»
- Нил Гейман «История с кладбищем» (2009-10-17)
- Евгений Лукин «С нами бот» (2009-09-27)
- Вадим Шефнер «Сказки для умных» (2009-09-05) // В номинации «Ретроспектива»
- Питер Уоттс «Ложная слепота» и «Эхопраксия» (2009-08-15)
- Мария Галина «Малая Глуша» (2009-07-27)
- Майкл Ши «Ниффт Проныра» (2009-06-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Святослав Логинов «Закат на планете Земля» (2009-06-04)
- М. Джон Харрисон «Вирикониум» (2009-05-19)
- Хоуп Миррлиз «Луд-Туманный» (2009-05-02) // В номинации «Ретроспектива»
- Виктор Точинов, Наталья Резанова «Герои. Другая реальность» (2009-04-15) // В номинации «Антология»
- Барри Хьюарт «Мост птиц» (2009-04-02)
- Майк Эшли «Волшебники» (2009-03-19) // В номинации «Антология»
- Илья Варшавский «Тревожных симптомов нет» (2009-03-10) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Латынина «Нелюдь» (2009-02-24)
- Джо Аберкромби «Кровь и железо» (2009-02-11)
- Тед Чан «История твоей жизни» (2009-02-01) // В номинации «Ретроспектива»
- Юлия Остапенко «Тебе держать ответ» (2009-01-21)
- Чарльз Маклин «Страж» (2009-01-09)
- Мервин Пик «Горменгаст» (2008-12-19) // В номинации «Ретроспектива»
- Елена Хаецкая «Звездные гусары: Из записок корнета Ливанова» (2008-12-02)
- Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов» (2008-11-16)
- Борис Штерн «Записки динозавра» (2008-10-21) // В номинации «Ретроспектива»
- Родриго Кортес «Часовщик» (2008-10-18)
- Джон Краули «Маленький, большой, или Парламент фейри» (2008-10-03)
- Кейт Эллиот, Мелани Роун, Дженнифер Роберсон «Золотой ключ» (2008-09-14) // В номинации «Ретроспектива»
- Евгений Лукин «Бытие наше дырчатое» (2008-08-28)
- Чайна Мьевиль «Шрам» (2008-08-15)
- Дмитрий Колодан «Другая сторона» (2008-06-15) // В номинации «Яркий дебют»
- Антология «Научная фантастика. Ренессанс» (2008-05-29)
- Вальтер Моэрс «Город Мечтающих Книг» (2008-04-06)
- Наталия Осояну «Невеста ветра» (2008-03-19) // В номинации «Яркий дебют»
- Дэн Симмонс «Террор» (2008-02-06)
- Джаспер Ффорде «Дело Джен, или Эйра немилосердия» (2008-02-02)
- Патрик О'Лири «Дверь №3» (2007-12-12)
- Скотт Линч «Обманы Локки Ламоры» (2007-12-07)
- Джон Райт «Последний страж Эвернесса» (2007-10-31)
- Р. Скотт Бэккер «Тьма прежних времён» (2007-10-26)