фильм «Руслан и Людмила»
Руслан и Людмила фэнтези 1972, СССР, 149 мин.
статус: фильм вышел (с 1972-10-12)
режиссёр: Александр Птушко сценарий: Александр Птушко в ролях: Валерий Козинец, Наталья Петрова, Владимир Федоров, Андрей Абрикосов, Мария Капнист, Наталья Хренникова, Игорь Ясулович, Виктор Шульгин, Олег Мокшанцев, Руслан Ахметов Доблестный Руслан, отправившийся на поиски похищенной невесты, одолевает коварство, обман, злое колдовство — и, в конце концов, в жестоком бою побеждает Черномора… Трейлер: |
Связи с произведениями:
Александр Пушкин «Руслан и Людмила» (первоисточник для экранизации)
Примечание:
Этот фильм одного из двух ведущих сказочников советского кино (вторым был Александр Роу) стал последним в творческой биографии Александра Птушко и самым кассовым (около 35 млн. зрителей на серию). И превзошёл почти на десяток миллионов результаты его других русских киносказок — «Садко» и «Сказка о царе Салтане» (к сожалению, почему-то не удалось выяснить показатели такого масштабного отечественного «исторического боевика», как «Илья Муромец»). Кстати, именно с данной лентой 1956 года лучше всего сопоставлять экранизацию пушкинской поэмы, а отнюдь не с кинематографической версией его же «Сказки о царе Салтане».
Сказочно-поэтическая эстетика, как и романтическая история заглавных героев, всё-таки отступает на второй план. Для Птушко важнее именно постановочный размах этого патриотического киноспектакля не только о торжестве любви, но, прежде всего, об освобождении от посягательств иноземцев. Сознательно упрощая замысел картины, всё же можно сравнить закономерный зрительский успех «Руслана и Людмилы», например, с популярностью незадолго до того выпущенной военной эпопеи «Освобождение» Юрия Озерова.
Как раз эта сказочная способность киностудии «Мосфильм» сравнительно задёшево (благодаря привлечению огромной армейской массовки и подготовки всех декорационных макетов и моделей разных чудовищ практически вручную) достигать впечатляющих даже Голливуд зрелищных эффектов была моментально утрачена после смерти Александра Птушко в 1973 году. Заметим, что и Александр Роу, работавший на студии имени Горького, скончался тогда же. И если военные и исторические фильмы ещё с грехом пополам продолжали выпускать вплоть до периода развала государственной системы кинематографа, то мощные постановочные сказки выпали из репертуара главной студии страны. И уже, например, в 1977 году ленту «Мама» при участии «Мосфильма» делала румынка Элизабет Бостан. А свою «Сказку странствий» мосфильмовец Александр Митта, который по-прежнему пытался соревноваться с далеко ушедшим вперёд суперзрелищным кино США, был вынужден снимать в 1982 году тоже с помощью заграницы — в ЧССР и СРР. Какой уж тут «русский дух»?!
Сергей Кудрявцев. 1997