Сегодня, пользуясь тем, что осталась еще одна неделя отпуска, выбрался в Третьяковскую галерею. Не был там, наверно, уже лет пять. Смыслом и целью посещения стала выставка работ «чародея-художника» Ивана Похитонова.
Выставка открылась еще в марте, и продлится до 28 ноября 2010 года. Картины Похитонова выставляются в России очень редко; последняя крупномасштабная выставка состоялась аж в 1963 году. Шанс ознакомиться с творчеством художника упускать было нельзя.
Мои познания в области живописи далеки от идеала; мировую литературу я знаю гораздо лучше. Поэтому буду краток и эмоционален. В работах Похитонова потрясает удивительная точность и внимание к мельчайшим деталям. Его творения — это не картины в обычном понимании, а двери в иную реальность. Кажется, что достаточно присмотреться к миниатюре получше, и картина оживет, приглашая войти. Шаг — и вот ты уже в XIX веке, стоишь за околицей русского села, встречаешь грозу посреди равнин или бредешь по французскому городку. Гроздья рябины колышутся на ветру, замерла в стойке охотничья собака, паруса морских суденышек наполняются ветром. Картины живут своей жизнью, и эта жизнь больше привычной фотографической точности. Редко, очень редко встречается такое чудо!
Работы ювелирной точности писались Похитоновым с помощью тончайших кистей, рыбьих косточек. Нередко художнику приходилось работать и с лупой. Результат потрясает — филигранность исполнения не разрушает, не искажает очарование первого впечатления от картины. Напротив, вблизи миниатюра обретает подлинную глубину.
Первое впечатление — всегда одно из самых ярких. Но до 28 ноября 2010 года я обязательно посещу эту выставку еще раз. Чудо не поблекнет. Тем, кто по каким-то причинам не смог попасть на эту выставку весной и летом, рекомендую сделать это осенью. Неважно, далеки Вы от живописи или нет. Не пожалеете!..