Edited by Maurice Broaddus and Jerry Gordon
У этой антологии очень заманчивое название. Что такое темная вера? Вера в темных богов? Завистливая вера в то, что у тебя все будет хорошо, но плохо у других? Вера неискренняя, приспособленческая? Вера в нечто светлое, но от которой одни неприятности? Прочитав эту книгу, я рассчитывал выяснить это. Но мне не удалось.
Составители старались, но усилия их не воплотились в качественный результат: почти вся первая половина сборника – довольно слабая. Так как вера – это все-таки больше о душе, нежели о теле, то чтобы получить хороший рассказ, нужно нетривиально описать душевные переживания. Но с этим у большинства авторов проблемы. Так или иначе, вера (чаще всего в Бога) действительно встречается в большинстве рассказов, но сводится она чаще всего к противостоянию хорошего человека и плохого бога. Бог несправедлив, считают люди, и нужно его наказать. Такими богоборческими мотивами полнится эта книга.
Уязвимые места многих рассказов в том, что они малосодержательны: люди в них ничем не занимаются, кроме как страдают, витают в облаках, мучаются после потери близкого человека – и на этом все. История начинается с абстрактных мучений и, пройдя короткий путь в несколько страниц, заканчивается ровно на том же самом месте, откуда и началась.
Не сумев выстроить сюжетную канву на малой площади, рассказчики могли бы компенсировать этот недостаток стилевыми маневрами, но и это у них не получается. (Это, повторю, относится к первой половине сборника в большей степени.)
Однако ближе к середине антологии ситуация начинает исправляться. Рассказ Кайла Джонсона «Go and Tell it on the Mountain» не просто чертовски смешная история (в нем Иисус шутит примерно как выпивоха в баре) о втором пришествии, но и грустное повествование в первую очередь даже не о людях, а о Боге, о том, что ему не легче, чем всем нам здесь, на Земле. Один из самых сильных рассказов сборника, к тому же написанный в разы интересней, чем стилистически блеклые рассказы многих других авторов «Dark Faith». Ник Маматас в своем очень ярком и щедром на детали «The Last Words of Dutch Schultz Jesus Christ» показал, что Бог – это нечто абстрактное, непередаваемое, поэтому и сама вера в Бога абстрактна, каждый видит в ней то, что может – и хочет – разглядеть. Половина рассказа описывает ситуацию с преимущественно студентами, которые посмотрели Фильм Бог (это не фильм о Боге, не фильм с участие Бога, даже не фильм, срежиссированный богом), вторая – собственно сам фильм.
«You Dream» Екатерины Седой – меланхоличная история о возвращении в Россию, о том, как те, кого ты потерял, будут преследовать тебя всегда. Седая берет лиричностью и родными пейзажами. Мальчик Дэнни Вайлдер в рассказе Джея Лейка «Mother Urban`s Book of Dayes» умеет вызывать дождь, видит духов, менять будущее. Не слишком оригинальный, рассказ тем не менее смотрится выигрышно по сравнению с соседями по сборнику: Лейк создал убедительного героя, которому уже за двадцать, но с мыслями и поведением десятилетнего. Притчу о Художнике и Смерти в антологии представил Д. Т. Фридман. В «Paint Box, Puzzle Box» автор затрагивает еще одну интерпретацию темной веры: веры в бессмертие. Слово «темная» здесь действительно к месту: художнику от Смерти так и не удалось уйти, но лазейку он все же оставил. Кэтрин Валенте в зомби-рассказе «Days of Flaming Motorcycles» повернула тему веры в необычном ракурсе через отношения не человека и Бога, а через человека и зомби. Имеют ли зомби душу? – спрашивает автор. Этим же вопросом задается и протагонистка, догадывающаяся, что у ее отца-зомби душа все-таки есть.
Финальная часть антологии, к сожалению, также оставляет желать лучшего. Все по тем же причинам: нет хорошо рассказанной истории.
Стоит отметить, что в антологии есть еще 4 рассказа, которые с темой сборника не имеют ничего общего, но рассказы сами по себе сильные. Это «The Mad Eyes of the Heron King» Ричарда Дански, «Scrawl» Тома Пиццирилли, «Ring Road» Мэри Робинетт Коваль и в особенности «A Loss For Words» Джона Хэя. Коваль умеет создать запоминающуюся картинку, Пиццирилли обладает отменным чувством юмора (герой его рассказа – писатель эротической прозы; сам рассказ очень смешной), Дански не так изящен стилистически, как Пиццирилли, но умеет рассказать историю. Джон Хэй же написал оригинальную историю о том, как тело женщины – в прямом смысле – становится источником вдохновения для писателя-мужчины.
Неплохая антология с десятком выдающихся рассказов, которой, однако, не совсем подходит ее название. Просто «faith» было бы достаточно.