Gary K Wolfe
Вот уже почти 20 лет (он начал писать свои колонки в 1991-м) Гэри Вулф – постоянный рецензент «Локуса». В его колонках он обычно пишет сразу про три-четыре-пять книг (такова рецензионная полтика журнала), довольно часто находя даже в самых непохожих друг на друга книгах нечто общее, какое-либо связующее звено. “Bearings” – это уже вторая его коллекция подобного рода. В этом более чем 400-страничном томе собраны его «локусовские» рецензии с 1997 по 2001 год. В предисловии Вулф отмечает, что он исключил из книги обзоры лучшего за год, рецензии на годовые антологии, а также на малотиражные академические книги, которые сегодня уже проблематично достать.
Про кого бы не писал Вулф, он неизменно ищет корни современных фантастов у фантастов прошлого, «Золотого века», «Новой волны» etc. Ему очень удаются рецензии на книги классиков: критик умеет не только оценить уже вроде бы покрывшиеся пылью и местами устаревшие произведения Старджона, Бестера, Корнблата, Уильяма Тенна, но и дать им место в истории, понимая, что то, что писалось 70 лет назад нельзя оценивать также, как то, что писалось десять лет назад.
Ему одинаково удаются рецензии на авторские сборники и романы. При рецензировании романов он меньше Клюта поглощен сюжетными описаниями, копая вглубь проблемы, прикидывая, а как будет роман смотреться через 5 лет, и стоит ли что-нибудь ждать от автора в будущем.
Вулф предпочитает научную фантастику фэнтези (на фэнтезийный жанр на всю книгу отведены считанные рецензии), интересует его и твердая НФ. К любимым авторам критика (если судить по количеству рецензий, приходящихся на писателя) можно отнести Ле Гуин, Элизабет Хэнд, Шери Теппер, Бакстера, Грега Бира.
Если Клют в своих рецензиях выстраивает барочные спектакли, то Вулфа скорее можно назвать реалистом: он убедителен, меток, пытается быть беспристрастным.
“Bearings” – это вряд ли путеводитель по всем достопримечательностям фантастики пяти лет, невозможно написать в ежемесячной колонке про все, тем более нужно учитывать вкус критика, но то, что плохих книг среди рецензируемых в этом сборнике почти не встретишь – это точно: Вулф просто не тратит на них свое время.
Пожалуй, от Вулфа хотелось бы большей эксцентричности в текстах (иногда они слишком ровные, чтобы заинтересовать), но это уже можно отнести к его манере письма.
Вот что значит писать 20 лет про одно и то же в одно и то же издание – и не исписаться. Большой талант надо иметь.