Ю Смолич Четверта причина


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Ю. Смолич. Четверта причина. 1932 - (1)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ю. Смолич. Четверта причина. 1932 — (1)

Статья написана 10 октября 2024 г. 18:19

История научно-фантастического романа «Четвертая причина» необычна и сама по себе тянет на детективный роман. В начале 1930-х годов Ю.Смолыч был членом одной литературной группировки под названием «Техно-творческая группа «А», в которую входили литераторы, люди искусства и инженеры. Были подготовлены полтора десятка авторских книг «Группы «А», но организация просуществовала недолго, и увидели свет только два томика.

Одни из них и был научно-фантастический роман «Четвертая причина». Книга имела максимально простое полиграфическое исполнение: мягкая обложка цвета «кофе с молоком» и на ней синяя доска, где стояли бляшки-номерки А1, А2, А3, А4… и так далее – по количеству членов организации. На обратной стороне обложки расшифровка: каждому рабочему номерку соответствовала фамилия члена «Группы «А». Юрий Смолыч шел под номером А8.

Далее с этой книгой произошло следующее. По словам Юрия Смолыча, он был вынужден подать заявление с просьбой книгу изъять. «Дело в том, — вспоминал писатель, — что в это время в том же издательстве ЛіМ («Литература и искусство») выходил какой-то альманах из отрывков различных произведений – к какой-то дате. Составителем альманаха был как раз редактор моей книги «Четвертая причина» (Клебанов). Он взял из книги один раздел для альманаха, но… забыл его потом положить обратно, в рукопись. Рукопись так и набрали, а затем напечатали без этого раздела. А раздел этот был основным, в котором раскрывалась тайна технического изобретения, о котором шла речь в романе (ультразвук), и без этого раздела повествование получалось просто бессмысленным. Книгу, по моему заявлению, изъяли – так мне по крайней мере сообщили. Но спустя несколько лет я купил эту книгу на базаре: часть тиража была все же распространена. Мне это все было досадно: роман таким образом скомпрометирован, и я даже его не переиздавал».

Когда литературные группировки на Украине рождались и исчезали чуть ли не каждый день, появилась среди них и "Техно-творческая группа А". Один из принципов этой группы был "непременная связь каждого литератора "группы А" с кем-нибудь из научных сотрудников творчески близкой для него темы и производством подобного профиля...Соответственно, тематическим комплексам, интересующим меня в связи с книгами, над которыми я работал, посещал ...турбогенераторный завод, ХПЗ (тракторный), ХТЗ (подшипниковый) и мастерские технологического института, а также Институт переливания крови (проф. Бельц) и клинику мединститута (проф. Шамов).

Научное достижение становится мотором фабулы романа. Учёный, товарищ Х, открыл способ использования звука как источника энергии. Рассеяные в пространстве звуки при помощи специального оборудования крнцентрируются и преобразуются в энергию (своеобразный гиперболоид инженера Гарина, только на другой физической основе). И понятно, что враги стремятся использовать чудодейственное оружие в своих целях. С ними борются советские комсомольцы, для которых изобретение — средство для мирного строительства.

Вокруг него и разворачивается действие, но только в пределах полюсов "взять — не дать". Изобретение — как возможность науки делать необычные вещи, поэтому его можно заменить каким-нибудь равнозначным, и ничего от этого не изменится в романе.

Сюжет романа основан на чёткой научной проблеме — использовании звуковых волн для получения нового вида энергии. В результате исследований неожиданно возникает побочное явление — беззвучие. Загадка этой непонятной четвёртой причины решается также в форме детектива: беззвучие сначала воспринимается как диверсия, расследование которой ведётся сложными методами. Но в целом научная проблема остаётся основой сюжета, и все перипетии романа продолжают вращаться вокруг этой оси, почти не отклоняясь...Персонажи иногда даже не названы поимённо, указаны только их профессии или должности: научный сотрудник, инженер-акустик и т.д. Таким образом, им как бы отведена чисто служебная роль рупоров для изложения той или иной гипотезы....Ирония, юмор, шарж украшают страницы романа. И всё же успеха автору он не принёс.

с. 225-227 Сергій Пильненький. На світанку фантастики (стаття)

***

И даже когда в 1972 году Смолич в дневнике расписывает, каким бы могло быть полное издание его произведений (кстати, 15 томов!), то в первый том — приключенческие и научно-фантастические романы — он планирует только «Последний Эйджевуд» и трилогию «Прекрасные катастрофы», а затем на машинописной странице приписывает от руки «Четвертая причина».

Тот утраченный раздел именно так и называется. И, конечно, он не потерялся без вести, мы его нашли. Полный целостный текст романа будет впервые опубликован через 90 лет после его написания в очередной антологии фантастики в серии «Наши 20-е» (издательство «Темпора»). И зацените обложку! Все, как и говорил Смолич, только свой номер он перепутал — А6, а не А8.

Ярына Цымбал.

Примечание: книга с утраченным разделом так пока и не вышла.

***





43
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх