Какова магия в художественных произведениях (другой не знаю)?
Во-первых, есть род магии, осуществляемый сверхъестественными личностями. Джинн исполняет желания, маг вызывает демона, колдунья заключает договор с чертом, шаман заклинает духов. Во всех этих случаях чудеса творит существо разумное, своевольное, потому непредсказуемое. Оно может лукавить, не понимать, издеваться, может рассердиться и оставить у разбитого корыта.
Во-вторых, род магии, в котором магическая сила безлична, но обладает способностями, присущими разуму. Например, различает добро и зло (или благо и страдание). Или хотя бы способна понимать обращенные к ней команды.
В настоящий момент вербальные команды понимают: люди; животные, выдрессированные людьми; компьютеры, сделанные людьми. То есть, насколько нам известно, понимание вербальных команд указывает на присутствие разума. Особенно если эти команды используют морфологию и синтаксис, а не изолированные условные сигналы.
Трактовка заклинаний не как команд, обращенных к кому-то возможна. Во-первых, можно представить, что заклинания психологический трюк, помогающий герою управлять своими магическими силами. Во-вторых — объяснять их действие физическим воздействием звука безотносительно смысла. Второе объяснение исключает грамматику и вообще осмысленность заклинаний, если только не принять теорию, что речь в этом мире эволюционировала из заклятий.
В третьих, магия волшебных предметов.
(будет продолжено, возможно)