490 Иллюстрированный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 490. Иллюстрированный Ю.Коваль: Недопёсок-2 (худ. Г.Калиновский, худ. Д.Трубин, худ. Е.Двоскина, худ. Ю.Молоканов, худ. Т.Капустина)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

490. Иллюстрированный Ю.Коваль: Недопёсок-2 (худ. Г.Калиновский, худ. Д.Трубин, худ. Е.Двоскина, худ. Ю.Молоканов, худ. Т.Капустина)

Статья написана 29 мая 2023 г. 21:42

Вторая часть обзора иллюстраций к "Недопёску" (не связанная с делением повести на части).

У Пальмы Мериновой

Недопёсок Наполеон III — ценный песец, бежавший со зверофермы — добрался до дворовых собак и деревенских жителей. Продолжаем изучать типажи.

Пальма

Пальма — необычная собака, живущая в будке. Очень добродушная. Воет на луну. Имя говорящее.

1) Калиновский вплетает в реалистичные рисунки фантазийную собаку с невероятными ушами.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

2) Трубин и без того окарикатуривает персонажей. Но, главное, по сюжету была ещё одна собачья драка, которую художник не может пропустить.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

3) У Двоскиной иллюстраций очень много, в свободной "пушкинской манере". По традиции (со времён иллюстраций Кузьмина и Добужинского к "Онегину") такие рисунки располагаются на полях и посвящены по большей части авторским замечаниям. Рисунки Двоскиной привожу через раз.

В меру реалистичное материнское вылизывание и вой на луну.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

А драка — строго по тексту. Наполеон — в треуголке и сюртуке. Сказано же: "напоминал знаменитого тёзку".

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

4) Капустина умеет рисовать добродушных собак, но, как грамотный анималист, понимает предельные размеры ушей потомственных дворняг.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)

5) Молоканову в "Мурзилке" достались разрозненные главы. Видимо, он не прочувствовал характера Пальмы. Хотя, конечно, и добродушные собаки бывают волкодавами.

Худ. Ю.Молоканов (1974)
Худ. Ю.Молоканов (1974)

Мериновы

По тексту собаку везде именуют Пальма Меринова — не по фамилии, но по принадлежности. Хозяин у неё — плотник Меринов.

1) Калиновский рисует. Сам Меринов в сельском магазине и семейство Мериновых с полном составе — крупная жена и очень крупная дочь Вера (второкласссница ростом с отца).

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

Калиновский усиливает первое впечатление от повести Коваля как от "деревенской прозы". Усиливает намеренно, потому что это обманка: Калиновский и Шукшина иллюстрировал, рисунки там были гораздо скучнее, поскольку "деревенская проза" даже Шукшина плосковата. Понятно, что советская "деревенская проза" — это продолжение линии "маленького человека". Но у признанных "деревенщиков" проза была надрывная, как у Достоевского. А достоевщина без Достоевского — это... У Коваля проза человечная, да ещё юмор... Вот, ув. kagury с первого взгляда поняла, что рисунки к Ковалю "какие-то невероятно гоголевские по настроению". Полез в научные комментарии (в которые клялся не лезть) — у учёных филологов там тоже сплошные аллюзии на Гоголя.

2) Трубина семейство Мериновых пока не заинтересовало.

3) Двоскина рисует те же сцены, что и Калиновский. Не устаю поражаться тому, насколько разница в стиле и технике рисунка влияет на интерпретацию литературного произведения. У Двоскиной совсем нет "деревенской прозы", но больше гоголевской пластичности.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

4) Капустина рисует семейство в добротном реалистичном стиле.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)

Дошкольник

Появляется центральный персонаж повести: дошкольник Серпокрылов.

1) Калиновский даёт живой образ дошкольника.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

Но дошкольник не только играет в одиночку и спасает песцов. У него детская и очень сильная влюблённость во второклассницу Веру Меринову. Бывают в любви и страдания.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

Мизансцена показалась мне знакомой со школьных времён. Но я ведь "Недопёска" в детстве не читал. Я, как все школьники, читал Блока. И тут меня осенило: Калиновский тоже Блока иллюстрировал. Один к одному (и колонна, и дума, и ланиты, и беглый взгляд):

цитата

Когда же отойду под сень

Колонны мраморной угрюмо

И пожирающая дума

Мне на лицо нагонит тень,


Тогда – угрюмому скитальцу

Вослед скользнет ваш беглый взгляд,

Тревожно шелк зашевелят

Трепещущие ваши пальцы,


К ланитам хлынувшую кровь

Не скроет море кружев душных,

И я прочту в очах послушных

Уже ненужную любовь.

2) Трубин упорно игнорирует семейство Мериновых (кроме Пальмы). Нет у него и любовной линии "дошкольник-второклассница".

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

Зато есть кормление песца пойманными мышами.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

3) Двоскина всё учла: и пробеги Серпокрылова с Наполеоном...

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

...и любовные томления...

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

...и подробный рассказ про ловлю мышей.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

Появляется, кстати, отец Серпокрылова. А матери у них на было — тут Гайдар в своё время остановился в сказке про Мальчиша, но Коваль продолжил: сбежала в Белоруссию, в город.

4) Капустина из линии дошкольника отразила песца и мышей. Тут, конечно, никто про Блока и не вспомнит.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)

5) Молоканов показал военные игры.

Худ. Ю.Молоканов (1974)
Худ. Ю.Молоканов (1974)
Худ. Ю.Молоканов (1974)
Худ. Ю.Молоканов (1974)

Колдун

Персонаж второго плана — деревенский колдун. Ну надо же, опять как у Гоголя! То-то у Коваля такие персонажи получаются очень живыми. Ну и зачарованные художники их не пропускают. Хотя, конечно, это цивилизованный колдун, он не страшный (да и колдун-то только потому, что видит ауру человека).

1) Калиновский колдуна рисует сдержанно.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

2) Трубин решил, что колдун настоящий. Жуткого типа нарисовал.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

3) Двоскина хорошо колдуна нарисовала. Но ей проще — она может теперь прямо заявить, что это был советский колдун (звезда на шапке). А советский колдун, понятно, особенный колдун.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

4) У Капустиной в журнальном варианте места для колдуна не нашлось (у Молоканова этой главки в "Мурзилке" вообще не было).

Дядя Миша

Появляется отрицательный персонаж — бес, но мелкий. Хотел песца пришибить, но не пришиб. Психологически непростой тип для художников.

1) Калиновский решил акцентировать действия по противоправному присвоению песца, хотя отразил и душевные колебания дяди Миши.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

2) Трубин рисует атаку малышей на злодея (современные мальчиши-кибальчиши). Вовремя подоспели, хотя если бы не колебания дяди Миши...

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

3) Двоскина, иллюстрирующая повесть подробно, не обошла и психическую сторону вопроса.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

Морально песец возвышается над мелкой душонкой дяди Миши. Хотя это гипотеза одной только художницы.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

4) Капустина остаётся верна реалистическому отображению событий. Дядя Миша — очень плохой человек.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)

Школа

1) Калиновский. Набирает обороты тема школы. Появляются новые персонажи — сельский учитель и профессиональные школьные хулиганы. Учитель — из городских. Назвал бы его советским интеллигентом, но он не диссидент. Так-то автопортрет Коваля, преподававшего в сельской школе, но Коваль учительствовал по распределению, а этот по смирению судьбе. Зато хулиганы — свет не видывал таких хулиганов.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

Появляется ещё одна неквалифицированная работница — школьная уборщица.

Худ. Г.Калиновский (1975)
Худ. Г.Калиновский (1975)

2) Трубин. Ага, не смог отвертеться Трубин от Веры Мериновой: в шеренге мальчишей-победителей она обязательно есть.

Худ. Д.Трубин (1994)
Худ. Д.Трубин (1994)

3) Двоскина. Без изменений.

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

Худ. Е.Двоскина (2018)
Худ. Е.Двоскина (2018)

4) Капустина. Без изменений.

Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)
Худ. Т.Капустина (1974)





159
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх