В 1982 году в канун 100-летия одного из основателей белорусской детской литературы Янки Мавра режиссером Вадимом Сукмановым была создана одночастная лента «Острова капитана Мавра» (автор сценария Б. Бурьян, оператор С. Петровский).
Этот документальный фильм-портрет, как представляется сегодня, относится к особой категории лент, недооцененных и, возможно, не вполне понятых современниками. Сегодня имеются основания причислять «Острова капитана Мавра» к весьма ограниченному кругу знаковых для белорусской кинодокументалистики произведений, поскольку его появление ознаменовало слом ранее существовавших эстетических и содержательных табу. Ре¬жиссер В. Сукманов своим фильмом «Острова капитана Мавра» расширил границы понятия «кинодокумент».
Еще одно важное обстоятельство, отличающее эту ленту от многих других фильмов-портретов, снятых в 1970-1980-е годы. По-настоящему авангардная не только благодаря включению в экранную ткань любительской семейной кинохроники, снятой на узкую пленку и технически несовершен¬ной, но и в силу особой интонации повествования, эта лента свободна от всех признаков официального юбилейного фильма.
Будучи новатором и первопроходцем в использовании семейной кино¬летописи, В. Сукманов остается зрелым традиционалистом в остальных компонентах экранной выразительности. Он знает реальную цену и нова¬циям, и устоявшимся эстетическим нормам.
Режиссеру В. Сукманову герой его ленты близок и понятен. Можно утверждать, что их творческие биографии, несмотря на полувековую разницу в возрасте, в отдельных деталях даже схожи: художники, сделавшие в творческом плане очень и очень многое, судьбой и завистниками были отодвинуты с магистральной линии художественного процесса на перифе¬рию, а на упоминание о многих их достижениях была наложена печать молчания.
Каким предстает в фильме образ замечательного детского писателя? Янка Мавр добрый и отважный, каким и должен быть капитан океанского корабля, идущего к далеким островам. О его бесстрашии в фильме говорит писатель А. Миронов, приводя пример того, как почти слепой писатель первым бросился в море на зов тонущей девочки, а минуту спустя вынес ее на берег на своих руках.
Рассказать о том, почему основоположник приключенческого и научно--познавательного жанров в белорусской литературе, создатель первой бело¬русской научно-фантастической повести, один из наиболее востребованных и широко публикуемых в довоенный период белорусских авторов впослед¬ствии оказался в положении чуть ли не второразрядного литератора, ре¬жиссеру фильма просто не хватило бы метража. Экранное пространство, имевшееся в распоряжении режиссера, было весьма ограниченным. Но рас¬сказать было просто необходимо, в этом заключается основной смысл тра¬гической истории, кроме того, это — одна из важнейших задач кинодокумен¬талиста.
На помощь режиссеру приходит «его величество случай» — В. Сукманов узнает о существовании семейной хроники, датированной концом 1950-х годов, и получает возможность ее посмотреть.
На берегу теплого моря писатель, облаченный в тельняшку, с пиратской повязкой на голове, участвует в придуманном и поставленном им самим театрализованном представлении. Янка Мавр с саблей наголо ведет свою жертву (ее роль, разумеется, исполняет супруга писателя) на импровизиро¬ванную казнь. Вокруг них бегают и танцуют дети. Мавр берет в руку кури¬тельную трубку и всем своим видом показывает, что теперь он капитан дальнего плавания...
Ответ на сложный вопрос: почему личная и писательская судьба Янки Мавра сложилась так сложно и противоречиво? — содержится в этих наивных любительских кадрах. Романтик, защитник униженных и оскорбленных, убеж¬денный интернационалист, эсперантист, крайне внимательный к деталям и мелочам литератор, Янка Мавр во всех своих проявлениях и всем своим поведением –это видно по кадрам семейной хроники — очень сильно отличал¬ся от коллег по цеху. Распространенная точка зрения, что писатель, претен¬дующий на статус классика, должен превратиться в мумию, лишенную эмоций и живых человеческих проявлений, Янке Мавру явно не импонировала...
Рассказ о творческой и человеческой судьбе писателя становится осо¬бенно пронзительным, когда в качестве основного документа, создающего зримый и полнокровный образ Янки Мавра, режиссер берет именно семей¬ную хронику, бережно сохраненную его родными и близкими.
img]https://i.ibb.co/WBZPPMR/Page133-2.jpg[/img]
Константин Ремишевский. История, ожившая в кадре. Белорусская кинолетопись: испытание временем. Книга 3. 1970–2000. Вышэйшая школа, Менск, 2019 г.
***
«Остров доктора Моро» (Дж. Г. Уэллс)