Верн – последний (скорее всего) дракон на земле. Он прячется от людей в болотах Луизианы, не отказывая себе в удовольствии позалипать в сериалы или выпить «Абсолюта», вспоминает былые времена и всячески чахнет. Но всё изменится, когда ему придётся подружиться с молодым пацаном – Эверетом «Пшиком» Моро, а также столкнуться с грязным копом – констеблем Ридженсом Хуком, и всё-таки выйти к миру людей, который так давно его отверг.
Формально это, конечно, young adult, чистой воды. Другое дело, что российское законодательство устроено так, что на книжку, в которой мелькнёт хоть одно ругательство автоматически клеится ярлык «18+». Оттого у «Последнего дракона» в России полный швах с позиционированием, ведь те, кому эта книжка адресована не смогут её купить и читать ещё минимум пару лет, а людям старше 18 подобные истории уже вряд ли покажутся интересными.
Не в последнюю очередь дело тут в том, что у Колфера плохо получается создавать «взрослых» злодеев и «взрослых» крутых персонажей. В цикле про Артемиса Фаула все мерзавцы – просто загляденье, все суровые парни суровы как скала (или как Скала), с поправкой, разумеется, на общий сказочный стиль, но когда речь заходит о реализме, о продажных полицейских, как в этом романе, или бывших ирландских военных, как в историях про Дэниела Макэвоя, то тут всё становится очень надуманным, гипертрофированным и нелепым. Гангстеры и мафиози у Мартина Скорсезе, например, – действительно сильные и внушающие личности, гангстеры и наркоторговцы у Йона Колфера похожи на подростка, который курит сигареты и ругается матом просто для того, чтобы выглядеть взрослее. Более юный читатель, возможно, и не заметит такого подвоха, а вот взрослый…
С другой стороны, фентезийная сторона книги весьма убедительна и приятно читается. Заглавный последний дракон прописан ярко, у него есть харизма, характер, его мотивация и физиология вполне убедительна, а отношения с «Пшиком» Моро в чём-то даже трогательны. Печалит, что этому посвящена только первая половина книги, а вторая – стандартный экшен против неубедительных злодеев, читать который уже не так интересно, и хочется листать страницы всё быстрее, и не потому что так хочется узнать, что будет дальше. Стандартный криминальный сюжет «у крутого парня похитили близкого ему человека, и он отправляется мстить» не становится более оригинальным, если вместо крутого парня у нас дракон, а вместо близкого человека – фамильяр дракона, хотя, возможно, автор делал на это немалую ставку.
По итогу получается довольно средняя книга. Не пустая трата времени, но и не что-то такое, что хочется перечитывать и снова переживать приключения героев. Допускаю, что она кому-то даже понравится, у «Последнего дракона» для этого есть все задатки.
|