Ещё одно провинциальное отдельное издание «Сказки о Военной тайне» поздне-советского времени. Художник А.Данилов.
Книжка выпущена на Южном Урале в 1987 году (вероятно, в связи с юбилеем Октябрьской революции).
Шрифт и угловатая фигура на обложке с преобладанием красного цвета, вероятно, отсылают к «Окнам РОСТА» времён гражданской войны, а шире — к русскому авангарду (совпало ведь).
Красный петух — популярный персонаж народной росписи.
Совершенно условная композиция, в которой проявляются чёрные цвета. Никакого троекратного появления вестника с призывом «Эй, вставайте!» художник давать не планирует.
Художник конструирует книгу, давая иллюстрации широкими полосами на внутренних полях текста. Хорошие мальчиши — красные, плохой Мальчиш-Плохиш — чёрный.
Буржуины — чёрные и совсем ненастоящие (воспроизводство техники аппликации с очень приблизительными контурами). А закованный Мальчиш-Кибальчиш более реалистично прорисован, похож на настоящего человека. Приёмы гротескной карикатуры продолжают господствовать в иллюстрациях к этой сказке.
Сильный писатель был Гайдар. Когда у нас в Шестидесятые появился романтический образ Гражданской войны, аналоги истории про Мальчиша (типа «Песни о маленьком трубаче») выходили совсем слезливыми, про авангард никто и не вспоминал.
1) Бегут буржуины, а с ними и шелудивые псы. Это художник, наверное, блоковского пса — спутника буржуя — из «Двенадцати» вспомнил. Тоже символ революции.
2) Редкий случай, когда художник избежал изображения могилы Мальчиша на холме. Заканчивается всё красноармейской конной лавой.