Ещё одна новинка осени 2021 года — сборник пушкинских поэм и драматургии. Иллюстрации А.Рейпольского — одного из наших старейших художников.
Маленькие трагедии. Поэмы. — СПб.-М.: Речь, 2021. Вопреки заглавию, в сборнике из драматургии не только «Маленькие трагедии», а еще «Русалка» и «Сцены из рыцарских времён». В базе Фантлаба сборника пока нет, подал заявку.
Славная у Рейпольского в 2019 году сюита получилась к «Повестям Белкина» (см. напр., тут). Почти сразу просочились сведения о новой работе над Пушкиным. Очень ждал этот сборник. Но оказалось, что в сборнике слишком много произведений (о поэмах первоначально, вроде бы, речи не шло).
Всё взвалили на художника, кое-где он отделался отрывочными иллюстрациями. Ну а манера была ожидаема: по форме академический холодный рисунок, по содержанию — кипения страстей у персонажей тоже не предвиделось.
Пройдусь по тем произведениям, которые уже попадали ранее в обзоры.
Поэма, сюжетом которой служит анекдот про то, как девица привела в дом любовника-улана под видом кухарки. У Рейпольского выверенная схема иллюстраций. Сначала — место действия.
Потом — улан в мужском и женском обличье.
Сюжет-то анекдотический, но поэма славится своими отступлениями: и профессионально литературоведческими, и лирическими.
цитатаТуда, я помню, ездила всегда
Графиня... (звали как, не помню, право)
Она была богата, молода;
Входила в церковь с шумом, величаво;
Молилась гордо (где была горда!).
Бывало, грешен! всё гляжу направо,
Всё на нее...
Ну и концовка: «Кухарка брилась».
Ещё одна сатирическая поэма, оконченная 14 декабря 1825 года. Иллюстрации Рейпольского действуют умиротворяюще не только потому, что у него персонажи тихие, но и потому, что свои сюиты он строит привычно — как конспект произведения. Только главное в сюжетной линии, не больше и не меньше.
Вот завязка: охотники в полях, муж оставляет Наталью Павловну.
Вот граф Нулин развлекает хозяйку дома — и днём, и ночью.
А вот граф Нулин уехал.
Произведение освоено по картинкам. А что там в самом конце —
цитатаСмеялся Лидин, их сосед,
Помещик двадцати трех лет.
это школьнику не нужно, спрашивать не будут.
А вот с «Полтавой», не вышло сделать сюиту. И иллюстраций к очень большой поэме столько же, сколько к коротенькому «Графу Нулину», и имперская линия, видать художника не затронула.
Заставка и концовка: «Тиха украинская ночь».
Линия Марии. Вот она с Мазепой, который открыл ей свои планы многовекторности, а вот пришли пытать её отца, который выступил оппонентом Мазепе.
Драматургия. Неоконченная «Русалка». Иллюстраций много (две маленьких зарисовки — ожерелье и ещё что-то даже сканировать не стал).
Идиллия на берегу Днепра (видимо, общий приём Рейпольского — на заставке показать место действия).
Разворачивается драма: дочь мельника собирается топиться, а совративший её князь собирается жениться на другой.
Последствия женитьбы: мельник сошёл с ума («Я ворон!»), а князь тоскует по прежней любви — вновь приходит на место последней встречи.
Ну и русалки — включая родившуюся под водой дочь князя («Откуда ты, прекрасное дитя?»).