или Куда пропал зеленый фильтр и почему это нормально
Недавно вышли два тизера и первый трейлер к Matrix: Resurrections, в связи с чем интернет потихонечку наполняется первыми реакциями на них. Зрители удивляются, куда исчезла зелёная цветокоррекция, блогеры анализируют каждый кадр и строят собственные теории. Внесу ка и я свою лепту. Не буду заниматься всеобъемлющим обзором и повторять уже сказанные до меня очевидные вещи. Давайте лучше расскажу о том, на что другие обзорщики часто не обращают внимания. Да взять хотя бы отсутствие зелёного фильтра! Почему он исчез и означает ли это, что Лана Вачовски совсем обленилась и превратила Матрицу в цветную раскраску, совсем утратив чувство стиля? Ответ на второй вопрос — нет, с фирменным стилем Матрицы всё в порядке. Просто многие не заметили, как он постепенно менялся ещё в фильмах Трилогии, вышедших 18 лет назад. Но этот ответ требует расширенного пояснения, которое будет ниже.
Что касается ответа на первый вопрос, то он будет краток. В финале третьего фильма Матрица перезагружается, и с этого момента в ней пропадает зелёный фильтр. Есть предположение, что это связано с изменениями, которые в неё внесла программа Сати на пару с Оракулом. Но кто бы ни был за них ответственен, на символическом уровне они означают, что Матрица перешла в какое-то новое состояние. А вот в какое именно — нам и предстоит узнать в четвёртом фильме.
Но что же насчёт стиля? Существует мнение, что основные цвета фильмов про Матрицу — это зеленый, который подсказывает, что события происходят в виртуальном мире и синий, который указывает на реальный мир. Но на самом деле основных цветов в Матрице пять — это зелёный, синий, красный, жёлтый и белый. И у каждого из них есть своё символическое значение. Причем для каждого цвета их даже несколько.
Здесь я сошлюсь на Кена Уилбера, американского философа, который сформулировал целую «цветовую теорию», согласно которой эти цвета в Матрице представляют разные уровни нашего существования. Он интерпретирует их следующим образом: зелёный — это разум и одновременно виртуальная симуляция, синий — тело и мир людей, жёлтый — дух и мир машин, красный — испорченность, диктат и царство зла, белый — чистота и Источник (the Source). При этом, философ проводит параллели между Раем и жёлтым цветом, а также между Адом и красным. Ведь впервые жёлтый в матричном персонаже был показан, когда Нео встречает Серафа и видит его истинный зелёно-жёлтый код, а красный часто мелькает в окружении Меровингена, красным светятся глаза-лампочки роботов-охотников, да и саркофаги, в которых плещутся тела спящих подключённых людей, тоже. Белый свет же на Нео проливается всякий раз, когда он получает очередной левел-ап в своем развитии, причем истинная природа Источника остаётся загадкой.
Замечу, что автор этой теории — не какой-то там блогер вроде ЧБУ или Пакстона. Кен Уилбер лично общался с братьями Вачовски и давал философские комментарии к Трилогии, которые были опубликованы в крутом 10-дисковом издании Ultimate Matrix Collection в 2004 году. Так что его вполне можно считать почти что официальным интерпретатором Матрицы. Да и сам по себе дядька солидный — признанный в академических кругах ученый, про которого есть страничка в Википедии более чем на 20 языках.
Так вот, в свежих тизерах и трейлерах зеленого, синего, красного, желтого (хотя скорее золотистого, с уклоном в оранжевый) и белого цветов более чем навалом. Основные цвета Матрицы продолжают играть свою роль в повествовании, подчеркивая важные детали и создавая определенный подтекст. Например, герой Нила Патрика Харриса одет в синий пиджак и носит синие очки, а за спиной у него висит на спинке кресла красный клетчатый плед. Ах да, обратите внимание на его носки
Днем улицы города залиты желтым солнечным светом. Да и не только улицы.
Нео следует за девушкой с синими волосами и татуировкой кролика в дверь из белого света, а по другую сторону его встречает выдержанная в жёлтых тонах комната, в которой белым светом горят светильники. Зачем они включены — непонятно, ведь за окном ясный солнечный день. С практической точки зрения это полная бессмыслица, но на символическом уровне акцент на белом может быть указанием на то, что герой Киану находится на правильном пути.
Ну а смешная жёлтая уточка на голове у Нео — это не только милая отсылка к Лилли Вачовски, но еще и олицетворение его стремления к духовному росту.
Есть и кадры, на которых присутствуют вообще все 5 цветов.
Кстати, какую именно роль будут играть в четвертом фильме основные цвета, пока что однозначно сказать нельзя. Их значения здесь вполне могут обрести новые смыслы, при этом не избавившись полностью от старых. Так, в одной из сцен мы видим Морфеуса в желтом пиджаке. В другой — в красной рубашке и черном пиджаке. А в третьей, в тренировочной комнате — в красном кимоно. Что бы значил этот акцент на красном цвете? Может быть, нам намекают на то, что Морфеус скорраптится, падёт на «темную сторону» и станет злодеем? (Ведь предпосылки к такому повороту у этого персонажа есть). Или Морфеус, как и царь — не настоящий? А быть может, у красного цвета просто появится новое значение, и он станет больше олицетворять бунт, стремление к свободе? Кто знает, выйдет фильм целиком — увидим...
Не исключено, что к основной пятерке добавятся новые цвета, у которых будет собственное значение. Так, уже сейчас стало заметно больше стало всевозможных коричневых оттенков, хотя не факт, что именно у этого цвета будет какой-то смысл. Кстати, обратите внимание, что в тизере падающие символы матричного кода уже не только зеленые. В нижней части «капель» они постепенно желтеют, затем взлетают вверх будучи уже полностью желтыми. А в трейлере к ним добавляются синие всполохи.
Совсем не удивлюсь, если с каждым новым трейлером к эффектам матрице будет добавляться по-новому цвету. А ближе к финалу фильма матричный код заиграет всеми семью цветами радуги. От чего у некоторой части зрителей знатно бомбанёт. Лана Вачовски запросто может выкинуть подобную штуку
В общем, попробуйте смотреть предстоящий фильм, обращая внимание не только на сюжетные повороты вокруг виртуальной симуляции, борьбу людей против машин и прочий экшен, но и на то, как в нем история будет рассказываться с помощью цвета. Уверен, будет интересно, и нас, зрителей, на этом пути наверняка ожидают приятные сюрпризы.