Предопределение лишает нас будущего, историческая наука — прошлого
Стивен Л.Р. КЛАРК. Перевернутое время: Г.К.ЧЕСТЕРТОН и научная фантастика.
(Серия «Религиозные мыслители»)
М., Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2009 —
257 стр. Тираж 1 000 экземпляров
Мы знаем ЧЕСТЕРТОНА прежде всего как автора серии детективных рассказов о патере БРАУНЕ, комичном толстеньком священнике, всегда находящем рациональное объяснение самому необъяснимому на первый взгляд преступлению. Взять хотя бы знаменитого «Невидимку», где, в отличие от романа Герберта УЭЛЛСА, никто не видит убийцу не потому, что тот использовал какой-то особый препарат, а потому, что он – часть привычной английской обыденности, почтальон, на которого просто никто не обращает внимания.
На родине ЧЕСТЕРТОНА больше знают как религиозного мыслителя и эссеиста. К тому же он автор весьма необычных романов. Например, действие одного из них — «Наполеон Ноттингхильский» (опубликован в 1904-м) — разворачивается в 1984 году. Так что дата знаменитого романа ОРУЭЛЛА, возможно, появилась не без влияния ЧЕСТЕРТОНА, к которому, кстати сказать, ОРУЭЛЛ испытывал некоторую антипатию.
Парадоксальный «Человек, который был Четвергом» рассказывает о тайной организации анархистов, каждый из которых оказался агентом полиции, не знающим, что бомбисты рядом – его коллеги. И здесь некоторую аналогию можно провести с «Помутнением» Филипа ДИКА.
Еще один роман — «Возвращение Дон Кихота» — о том, как закулисные политические манипуляторы поставили королем Англии скромного библиотекаря, который начал возрождать в стране средневековые порядки, но в конце концов оказался тем самым рыцарем, который тщетно пытается с копьем опрокинуть гигантские мельничные крылья капиталистического мира.
Следы идей ЧЕСТЕРТОНА, по мнению автора данного исследования, можно обнаружить во многих книгах современных фантастов.