В советском мультфильме про Винни-Пуха поросёнок Пятачок выступает на сцену с первых мгновений: он заменяет Кристофера Робина (в первой серии) или появляется в качестве дополнительного персонажа (во второй серии). В книге Пятачок появляется только в третьей главе — и этой главе нет аналога в мультфильме. Потом Пятачок в качестве центрального персонажа действует в пятой главе. Двигатель сюжета в третьей главе — воображаемое чудище Бука, а в пятой — воображаемое чудище Слонопотам (в третьей главе второй части — он же). Я решил объединить в обзоре эти главы.
Парадный портрет Пятачка — из книжки «В гостях у Винни-Пуха» (1975, худ. А.Порет).
Психоанализ от переводчика «Винни-Пуха» В.Руднева (введение к переводу в книге «Винни-Пух и философия обыденного языка»).
цитатаПоросенок — пример психастеника, реалистического интроверта, характер которого прежде всего определяется дефензивностью, чувством неполноценности, реализующимся в виде тревоги, трусливо-напряженной неуверенности, тоскливо-навязчивого страха перед будущим и непрестанного пережевывания событий прошлого. Мысли психастеника всегда бегут впереди действий, он анализирует возможный исход событий и всегда в качестве привилегированного рассматривает самый ужасный. В то же время, он чрезвычайно совестлив, стыдится своей трусости и хочет быть значительным в глазах окружающих, для чего прибегает к гиперкомпенсации. Психастеник имеет лептосомное телосложение — маленький, «узкий». Таков Поросенок — вечно тревожен, ожидает опасностей от больших животных и стыдится своей боязни, ему кажется, что надо предупредить своим поведением эти надвигающиеся опасности, всегда готов спасовать, но, поддержанный другими, в трудную минуту может проявить чудеса храбрости, как это и происходит с ним в конце книги.
Характер Пятачка понятен, для художников никакой загадки нет. Пятачок у всех вызывает симпатию и лёгкую усмешку. Здесь интересно только то, как Пятачок сочетается с Винни-Пухом. Удачно сочетается. Потому в мультфильме и сделали Пуха с Пятачком неразлучной парочкой с самого начала.
Аналогов этим эпизодам в мультфильме нет. Поэтому напоминаю содержание. В главе третьей содержание простое: охота на Буку. Глава написана так, чтобы не отвлекаться на сюжетные ходы, а представить Пчтачка во всей красе. Английский абсурдизм достигается тем, что Пух и Пятачок ходят по снегу вокруг рощи и с каждым кругом находят всё больше и больше следов (понятно, что Бука с Бякой бродят). Недоразумение быстро разрешается.
А в пятой главе побольше действия. Пух решил поймать Слонопотама. Пятачок вырыл яму, а Пух принёс приманку — мёд. Ночью Пух забрался в яму-ловушку и засунул голову в горшок (вылизывал остатки мёда). Утром Пятачок увидел в яме ужасного Слонопотама с горшком на голове. Когда всё разъяснилось, Пятачок жутко сконфузился.
И ещё раз история про Слонопотама рассказывается в третьей главе второй части. Ничего нового к характеру Пятачка она не добавляет. Потому Заходер эту главу выпустил из первоначального перевода и перевёл только в 1990 году. Картинки к этой истории (точнее, своё видение Слонопотама) успели сделать немногие художники.
Принцип иллюстрирования А.Порет нам уже известен: пошагово, вслед за текстом. Портрет Пятачка авторства Порет был в самом начале.
Пример того, как ловят Буку:
Пример того, как ловят Слонопотама:
Изображение Слонопотама представляет интерес. Слонопотам — словосочетание, выдуманное Заходером. Поэтому встречается только у русских художников. Порет была первой, кому пришлось рисовать этого зверя. Получился слон с нижней челюстью гиппопотама.
Портрет Слонопотама, который в издании 1960 г. был чёрно-белым, стала цветным в издании 1970 г.
Принципы иллюстрирования Б.Диодорова и Г.Калиновского тоже известны. Основное внимание они уделяют макету книги.
1) Знакомят с Пятачком в начале...
...и в конце.
2) Делают разворот, посвящённый поискам Бяки. Прекрасный макет и забавный подпрыгивающий Пятачок.
цитатаВдруг Винни-Пух снова остановился как вкопанный.
— Смотри! — закричал он шёпотом и показал на снег.
— Куда? — тоже шёпотом закричал Пятачок и подскочил от страха. Но, чтобы показать, что он подскочил не от страха, а просто так, он тут же подпрыгнул ещё разика два, как будто ему просто захотелось попрыгать.
3) Представляют нам Слонопотама — той же конструкции, что и у А.Порет.
4) Рисуют волшебную ночь, в которую ведутся поиски мёда.
1) Позднейшая сюита Диодорова славится заставками и страничными иллюстрациями. Это про Бяку.
2) А это про Слонопотама.
3) Ходьба двух друзей по кругу. Несколько однообразных эпизодов.
4) А вот это — важное изображение. В Пятачке эмоции, оказывается, тоже бурлят. Конец поисков Слонопотама: Пятачок поддался панике, а это был всего-то Винни-Пух.
цитатаПятачок понял, каким он был глупым Пятачком. Ему стало так стыдно, что он стремглав помчался домой и лёг в постель с головной болью, и в это утро он почти окончательно решил убежать из дому и стать моряком
Тоскливо и обидно. Отлично передано душевное состояние Пятачка.
Образ поросёнка Пятачка самый трогательный у Шульгиной.
Историю со Слонопотамом Шульгина подаёт творчески. Сначала на диване сидят Кристофер Р., Пух и Пятачок. Они ведут диалог, очень забавный как раз с точки зрения психологии Пятачка — он ведёт себя как обыкновенный ребёнок (Пух не лучше).
цитатаКристофер Робин проглотил то, что у него было во рту, и сказал, как будто между прочим:
— Знаешь, Пятачок, а я сегодня видел Слонопотама.
— А чего он делал? — спросил Пятачок. Можно было подумать, что он ни капельки не удивился!
— Ну, просто слонялся,— сказал Кристофер Робин.— По-моему, он меня не видел.
— Я тоже одного как-то видел,— сказал Пятачок.— По-моему, это был он. А может, и нет.
— Я тоже,— сказал Пух, недоумевая. “Интересно, кто же это такой Слонопотам?” — подумал он.
— Их не часто встретишь,— небрежно сказал Кристофер Робин.
— Особенно сейчас,— сказал Пятачок.
— Особенно в это время года,— сказал Пух.
Ну и собственно воображаемый Слонопотам: у Шульгиной его обнаружили, он большой и добрый, Пух и Пятачок с ним играют. Слонопотам конструкции Шульгиной не имеет хобота.
Своего Пятачка представляет Чижиков.
1) Поиски Бяки.
2) Поиски Слонопотама.
3) Пятачок воображает себе разговор со Слонопотамом и себя — бесстрашного и изворотливого — в этом разговоре (это пропущенная глава из второй части).
По своей конструкции Слонопотам Чижикова — слон на коротких бегемотьих ногах.
Пятачок с Пухом в мультфильме были, Назаров берёт их образы оттуда.
Слонопотама нужно придумывать. А остальные сцены — типичные для отношений медведя и поросёнка.
Первые иллюстрации к пропущенной третьей главе второй части, впервые опубликованной в 1990 году в журнале «Трамвай». Художник В.Чугуевский
Пятачок со Слонопотамом в этой главе без комплексов разговаривает.
Представляет своего Пятачка художник Е.Антоненков. Иллюстраций к главе о поисках Бяки у меня нет, сразу переходим к главе о поисках Слонопотама. Антоненков — один из самых оригинальных иллюстраторов «Винни-Пуха». Но трактовка Пятачка ожидаемая: персонаж подчёркнуто маленький и подчёркнуто робкий.
Изображение Слонопотама даётся мельком, на полях.
Хороши у Антоненкова пейзажи — сильно оживляют уже приевшиеся сюжетные сцены.