Своей серостью и депрессивностью на первых же кадрах фильм заставляет вспомнить «Левиафан» (2014). Не только картинкой, но и посылом: «о тех, кому можно, и всех остальных» — грубо говоря. Тот фильм было тяжело смотреть, этот...
За счет дополнительного пласта, подражания индонезийскому «Рейду» в плане нагнетания ситуации, перестрелок и монолога от «главного злодея», рассказывающего, как все обстоит на самом деле (но не рукопашных схваток, для этого есть другой отечественный фильм со схожим сюжетом).
С помощью того, как штампы, вроде: «начальства неизменно злобного, дорогим одеколоном надушенного, жадного до любой чужой копейки, представителей исполнительной власти, напыщенной, наглой, по говору и деяниям — типичных бандитов. Прокуроров жалких и купленных, заглядывающих в рот начальству и его охранникам; С другой стороны, как водится, бедных и несчастных людей, с кучей типичных семейных проблем, мотивированных тем самым на непривычную доселе для них активность», в один момент смешиваются, стороны цвета меняют. И тот, кого здесь принято считать за положительного героя, одной фразой, а затем и выстрелом раскрывает всю свою суть. И общие акценты стали меняться. Не в отношении всех (выживших), но некоторых.
За счет изначально глупой затеи: кинуть тех, кто кинул ранее. Проблема в том, что одни в этом деле поднаторели, и средства/связи для этого имеются, а другие просто от безысходности, не рассматривая никаких других вариантов, не имея соответствующей подготовки. Что,собственно, и выливается в предсказуемое членовредительство.
Из-за глупых, порою, раздражающих в своей наигранности моментов: например — вот группа охранников начала охоту за рабочими, и тут одного из охотников убивают — и они такие разозлились, обиделись — как так, их убивают?! Только мы можем!..
И много чего еще, виденного не раз во многих российских фильмах и сериалах, как на подбор, оторванных от реальности в плане взаимодействия между людьми разной степени обременности властью.
В противовес такой противоречивости есть и однозначные факты. Как водится, это актерская игра, и музыка.
Актеры играют убедительно, каждый на своем месте, каждый в рамках сценария старается изо всех сил.
А музыка красивая. Минималистично-чувственная. Как бывает в спорных фильмах, единственное, к чему нет никаких претензий.
В свою очередь, особняком стоит философия, вложенная в фильм. Разговоры о справедливости, жизни и возможностях. Справедливости. И правде — той, что с кулаками. И тому, что такая правда, и такая справедливость могут принеси.
Борьба против системы показана очевидными фактами, лишь местами заставляющими задуматься, и вместе с тем, приходящая к неизменно неутешительному выводу.
Финал поставлен так, что зрителю дают понять — никакая «движуха», правая ли, не правая, ничего не изменит, и как были люди в грязи, так они там и останутся, хорошо, если по итогу не отпинают, не наложат штраф, или еще чего.
В общем, «Завод» — еще одна картина из череды, как сказал однажды другой рецензент, «депрессивных драм про тяжелую судьбу маленького человека», отличающуюся, может быть, не такой категоричностью в выводах, а наоборот, предоставляющую, несмотря на явную черно-белость, несмотря на отрицательный итог, разные (и обоснованные) точки зрения на ситуацию.