Главный герой «Дня сурка» — с точки зрения внешнего наблюдателя, да хоть его коллеги по съемочной группе, не имеет никакого поступательного развития.
Персонаж почти каждый раз — другой, но его разные ипостаси нельзя сравнить между собой. В памяти окружающих только образ хамоватого журналиста, который прибыл в маленький городок.
А потом он раз — умеет оказывать первую помощь, играть на фортепиано и вырезать ледяные скульптуры.
Это воспринимается как скачок. Мгновенное изменение человека.
Но если бы зрителям показали продолжение — третий, десятый, сто тридцать шестой день из жизни журналиста? Он мог бы припоминать массу навыков, сохранять в себе качества хорошего человека, но второго такого скачка — нет, не испытал бы.
Аналогично и «Грань будущего» — есть сержант Рита Вратаски, которая утратила свойство перезагружать день, но понимает, что происходит с главным героем.
Однако понять, насколько он «покачался» она может лишь по глубине его знания о её прошлом.
Что она наболтала о своей биографии — или сочла нужным сообщить — в предыдущие загрузки?
Получается «неклассический наблюдатель», которая имеет дело с разными, не сводимыми друг к другу параллельностями — но хотя бы знает об их наличии.
Но вот сюжет вырывается из суточного цикла — и превращается в аналог прохождения игры.
«С нуля: пособие по выживанию в другом мире» Анимэ.
Персонаж оказывается в другом мире — в условной точке 0. К закату его убивают — это точка 1, которую надо преодолеть.
Что персонаж успешно делает за несколько попыток и три серии. Толика интриги, немного наблюдательности, удача — и полное отсутствие работы над собой.
Но за точкой 1 — следует смерть меньше чем через неделю — точка 2. И для её преодоления приходиться уже серьезно помучиться. И даже потрудиться.
Затем — следующий уровень...
Но, в отличии «Дня сурка» или «Грани будущего» — тут пытаются сделать внешнюю рамку сюжета, причем показать её не только глазами зрителя, но и других «игроков».
Это нам, сидящим за монитором, всё понятно, а каким наблюдателями выступают другие персонажи?
Они не могут почувствовать перезагрузки, кроме единственной мертвой суперведьмы, которая и воскрешает героя, заодно оставляя его рот на замке.
Кто-то может решить, что глаза юного героя — «глаза человека, который умирал несколько раз». Но это лишь косвенный признак.
Другое дело, что протагонист быстро растёт над собой.
Первый уровень он завершает как оболтус с зачатками благородства и толикой удачи.
Второй — уже в качестве не самого плохого, старательного лакея, который может осознанно совершить подвиг.
Третий — это уже организатор средней руки...
Понятно, что знания о мире у этого персонажа растут еще круче — чем больше раз он проходи уровень, тем больше учится. А физическая форма меняется очень медленно, при том, что серьезные навыки, которым надо годами учиться — прокачиваются просто микроскопически.
При этом виток прохождения уровня — это всегда наполовину совпадение, это построенная на честном слове интрига, которая в других случая точно бы не сработала, но тут «так совпало» (Просто на предыдущих витках его насмерть забили булавой, потому что приняли за шпиона — незачем вопросы глупые задавать. А еще ему вскрыли живот. Или насмерть заморозили. Или подселились в его башку... Опыт, сын ошибок трудных).
Но некоторые персонажи — знают — с каким фруктом имеют дело.
Как они его оценивают?
По соответствию желательному образу.
Конкретика дня недели, расположения на карте, точного владение каким-то из навыков — вторична. Наблюдения всегда будут разрозненными, а слишком много болтать с этим «возвращенцем» просто опасно. Но цель — собрать героя из клочков пустоты и сконструировать интригу на основе трясины.
Вот и получается — постнеклассические наблюдатели.
П.С. После количества фигни и бреда, которое было в «Супернатуралах», можно привыкнуть ко всему. Но времени тут его с перебором. Просто с другим акцентом.