Писательница-фантаст Марика Становой, проживающая в Чехии, встряхнула читателей своей трилогией об экзекуторе – «Рождение экзекутора», «Смерть экзекутора». Марика основала новое направление в научной фантастике – социально-психологический биопанк, который затрагивает массу проблем, а именно: тему семейных отношений, в частности абьюз, воспитание детей, «власть – народ», педагогику. И все это обильно приправлено элементами ужаса, хоррора и эротики.
Мнения экспертов по поводу романа разделились. «Экзекутора» рекомендуют к прочтению психиатры и психологи, социологи хвалят за проработку мира, а вот педагоги и моралисты приходят в негодование.
О чем книга:
Деспотичный император Джи украл девушку по имени Крошка, когда она была еще маленькой девочкой. Он вырастил ее и заставил поверить, что Крошка, она же Хакисс, живет не первую жизнь и она перевоплощение предыдущего экзекутора. Тиран внушил абсолютную любовь к себе и убедил Крошку, что она собственность императора, которую он в праве подарить или использовать в качестве палача. За это Джи позволял Хакисс находиться рядом с собой, а за беспрекословное повиновение щедро награждал.
Империя, которой правил Джи делилась на людей и телепатов – ажлисс, которые перевоплощались в любое живое существо. Прислуживали телепатам биороботы — андроиды. Крошка постоянно проводила время в боевых тренировках и участвовала в разных экспериментах, которые ставил над ней император-психопат. Но однажды, девушка узнала, что она всего лишь эксперимент, который необходим властителю утопического мира для каких-то своих грязных целей.
Лана: Что из себя представляет социально-психологический биопанк?
Марика: Это обыгрывание показ / акцентация социально-психологических проблем, порождаемых развитием биотехнологий и генетики.
Лана: Как вам пришло в голову объединить столько проблем, включая психологию?
Марика: Жизнь — это сложное взаимодействие живых существ в рамках, иногда, прямо диаметрально меняющихся законов, правил, религиозных и моральных норм, логических и эмоциональных решений, которые зачастую принимаются под воздействием разума, эмоций, психологии и физиологии. А что если изменить саму генетику человека? Как изменится общество, мораль? На основе каких принципов будут жить люди, если станет доступно бессмертие? Размышление над этими вопросами привело меня к написанию трилогии.
Лана: Вас обвиняют, что в книге воспитываются пытки. Секс с кем захочется не считается зазорным. Никаких принципов и традиционных ценностей. «Экзекутор» не несет в себе доброго и светлого?
Марика: Никого ничему научить нельзя, если и пока сам ученик не захочет научиться. То есть роль литературы в том, чтобы найти созвучного читателя и попытаться разбудить в нём эмоции и мысль, обратить его внимание на гиперболизированную художественным текстом проблему. Пускай он задумается! Истина всегда в глазах смотрящего. Потому что каждый способен оценить окружающее только на основе своего собственного опыта, образованного из взаимодействия его собственных реакций и понимания с окружающим миром. И опыт каждого уникален и неповторим.
Дмитрий Заваров, писатель-фантаст. Отрывок из рецензии:
цитатаПамятка для авторов: помимо чисто эстетической нагрузки, язык повествования несет еще ряд функций, о которых не нужно забывать за «риторскими красотами». Я понимаю, что для наметанного глаза художника грозовые тучи всегда выглядят «грозными», а темнота «зловещей». Но, как говорил г-н Фрейд: иногда сигара — это просто сигара. Очень рад, что автор очень быстро то ли забыл, то ли наигрался с эпитетами. В этом вопросе качество всегда будет важнее количества: одна «поволока пыли» по ценности перевешивает всю гирлянду тропов на первой странице.
Лана: У Вас был скандал на тему Вашей книги, что требовали от Вас читатели?
Марика: Требовали убрать натурализм и изменить показ эмоций и ощущений так, чтобы читателям не приходилось чувствовать всё на себе. То есть сделать книгу более мягкой, нейтральной, бесчувственной и неэмоциональной. У меня нет графического секса. Он показан через эмоции и метафоры, но так, что некоторые читатели ощущали описываемое на своём теле. И их это напугало, потому что секс — это «фу».
Дмитрий Заваров, писатель-фантаст. Отрывок из рецензии:
цитатаКасательно «слизи» и прочих субстанций на «члене». Вопрос сложный. С одной стороны, нас читают дети. С другой стороны... С другой стороны, полагаю, никто из членов жури не будет возражать, что определенный художественный эффект при помощи этой натуралистичности был достигнут. На уровне восприятия, настроения — эмоциональном уровне. Если так было задумано, готов признать уместность и оправданность данного приема.
Лана: Но в этом же и заключается весь кайф, когда все живо себе представляешь все происходящее. У Вас поэтому герои описаны так, что начинаешь или любить, или ненавидеть?
Марика: Есть две большие разницы — когда сам играешь *внутри своей головы* и другое — когда рассказываешь другим. Герои сформировались в героев, когда история начала перекладываться «на бумагу». Потому что то, что мне и так ясно невозможно телепатически показать другому. Надо использовать слова и словесные описания. Нельзя сказать вот этот «герой красивый и хороший», а вон тот «плохой и урод». Понимание красоты/уродства/хорошести — у каждого своё. Поэтому в тексте надо показать, чтобы читатель увидел происходящее твоими глазами как живое, а не готовыми ярлыками.
Ежи Тумановский, писатель-фантаст. Отзыв:
цитатаЧтение далось мне нелегко. Роман по всем параметрам полностью вышел за пределы разумной вселенной моего литературного опыта, и буквально каждые несколько страниц вызывали легкий паралич головного проигрывателя и вопрос: «А чё, так можно было?». При этом, не было хорошо известной мне тоски от чтения классического женского романа, хотя отождествление себя с главной героиней начинается немедленно и мужскому разуму всю эту суету переварить оказывается крайне непросто. Женщинам читать это произведение будет попроще, но не факт, что будет проще понять, куда автор тащит их на полном ходу.
Лана: С точки зрения психологии кому больше подойдет «экзекутор» — мужчинам или женщинам?
Марика: Я не делю людей по полу, а только по мировоззрению, поэтому «экзекутор» более подойдет людям, понимающим основы мышления человека и не сводящему все к примитивным шаблонам полового различия. И женщины, и мужчины отмечали высокую реалистичность и логику в действиях персонажей.