«Вижу – что-то неладно в мире, Хорошо бы заняться им»
Робин ХОББ.
Серия «Звезды новой фэнтези»
СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2017 год. – 864 стр.
Первая часть трилогии – о живых кораблях, которые сделаны в таинственных Дождевых Чащобах и столь дороги, что торговые династии, купившие их, рассчитываются за приобретение по полусотне лет. Да и судно оживает не сразу, а только после смерти на его борту представителей трех поколений хозяев. Есть и обязательное условие – в любом плавании обязательно должен быть кровный родственник собственника корабля. Эти начальные условия задают параметры: покупают живые корабли солидные торговые семьи, способные хранить обязательства и традиции многими десятками лет и живущие компактно относительно недалеко от Чащоб – в городе Удачный. Но все течет, а купеческий город не оторван от мира. Если он богат, в нем появляются те, кто тоже хочет заработать. Они не в силах купить магический корабль, так как не имеют столетнего кредита доверия от обитателей Чащоб, но могут прикупить землю, давать взятки, да и вообще прижиться в удачливом городе, потеснив прежних хозяев, скованных традициями. Мир меняется, и те, кто не меняется вместе с ним, теряют влияние. Роман объемный – его с наскока не преодолеть, особенно тем, кто привык быстро глотать насыщенные авантюрным сюжетом страницы. Живые корабли и полуразумные, а может, и четвертьразумные морские змеи – фантазийная составляющая романа. Чем они связаны друг с другом – одна из тайн. Однако если их убрать, перенести действие в ХVI или XVII век с морскими коммуникациями, пиратами, невольничьими трюмами — книга все равно состоится. Это будет суп без специй – прованских трав или перца – но достаточно питательный и съедобный. Главное у ХОББ – люди, следующие собственным представлениям о правильном, и то, что логичные умопостроения одного никак не соотносятся со столь же логичными умопостроениями другого. В центре действия – разваливающаяся беднеющая купеческая семья, после смерти главы которой бразды правления доверены не младшей взбалмошной 17-летней Альтии, а ее старшей сестре, муж которой Кайл берет их в свои руки, не сомневаясь, что знает, как надо. Но «он врет, он не знает, как надо». Хотя и руководствуется благими побуждениями. Благими, с его точки зрения. Ломая тех, кто не хочет быть облагодетельствован.