Всеволод Воеводин А Р


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Всеволод Воеводин. А. Р. БЕЛЯЕВ И ЕГО ТВОРЧЕСТВО. 1946
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Всеволод Воеводин. А. Р. БЕЛЯЕВ И ЕГО ТВОРЧЕСТВО. 1946

Статья написана 4 января 2020 г. 12:55

В творчестве Толстого и Достоевского русский реа­

листический роман достиг мировой славы, но лите­

ратуры приключений, литературы научно-фантастиче­

ской в России не было. Школьники воспитывались на

переводах иностранных писателей-фангастов.

Александр Романович Беляев родился в 1894 году


и уже в зрелом возрасте занялся литературным тру­

дом. Юрист по образованию, он, прежде чем стать

литератором, переменил много разных профессий, от

милиционера до сотрудника Наркомпроса. К тому же

тяжелое хроническое заболевание (костный туберку­

лез) часто и подолгу лишало его возможности рабо­

тать. Беляев годами лежал в постели.

Первый его научно-фантастический рассказ (впослед­

ствии переработанный в большую повесть) „Голова

профессора Доуэля» был напечатан в 1925 году.

В основу повести Беляев положил опыты современных

физиологов по пересадке и оживлению тканей и на

этом построил острый фантастический сюжет: отре­

занная голова профессора Доуэля продолжает жить

в лаборатории ученого-преступника.

Научные интересы Беляева и продуктивность его ра­

боты поистине удивительны. Только за пять лет с 1924

по 1929 год в списке его произведений можно насчи­

тать 44 названия. В этом списке такие большие ро­

маны и повести, как , «Радиополис», „Остров погибших



3


----------------------- Page 3-----------------------

кораблей», „Последний человек из Атлантиды», „Че­

ловек, потерявший свое лицо», „Человек-амфибия».

* Проблемы современной физиологии особенно увле­

кают Беляева. Вымышленный им человек-амфибия —

это странное существо, вышедшее из лаборатории

профессора.Сальватора, полурыба-получеловек, с искус­

ственно пересаженным дыхательным аппаратом акулы.

А в повести „Человек, потерявший свое лицо»,

Беляев использует новейшие данные эндокринологии

(науки о деятельности желез внутренней секреции)»

заставляет своих героев опять-таки под воздействием

ученого-физиолога чудесным образом менять свою

внешность.

Но интересы Беляева не исчерпываются биологией.

„Радиополис“ — это роман о могучей силе современ­

ной энергетики. В романе „Властелин мира» Беляев го­

ворит о передаче мыслей на расстоянии, а „Прыжок

в ничто” — книга о межпланетных путешествиях, ко­

торая получила высокую оценку ученых-специалистов.

„Из всех известных мне рассказов, оригинальных

и переводных, на тему о межпланетных сообщениях,

роман А. Р. Беляева кажется наиболее содержатель­

ным и научным». Эти слова о романе „Прыжок в ничто»

принадлежат всемирно известному русскому ученому,

основоположнику теории ракетных полетов К. И.

Циолковскому.

Популярность А. Р. Беляева, главным образом среди

учащейся молодежи, возрастала с каждым годом. Об­

щий тираж его книг к 1940 году ужа достиг миллиона

экземпляров. Тут дело, разумеется, не только в увле­

кательности Беляевских произведений, дело прежде

всего в том массовом интересе к научным проблемам,

который является существенной чертой в жизни на­

шего народа. Стало быть, научно-фантастические ро­

маны Беляева появились не случайно, они были вы­

званы временем. В этом причина их успеха, их широ-



»


----------------------- Page 4-----------------------

кого распространения не только в нашей стране, но

и за ее пределами.

И как же мы иногда плохо знаем наших писателей!

Рассказ Беляева (который иногда писал под псевдо­

нимом А. Ромм) „Электрический слуга* был напеча­

тан в Америке и снова переведен редакцией журнала

„Вокруг света* на русский язык, уже в качестве рас­

сказа иностранного автора.

Беляев не был большим мастером слова. Его рас­

сказы и романы подчас грешат невыразительными

характеристиками, бледными описаниями, его герои

иногда только бегло очерчены, это не более как услов­

ные фигуры, разыгрывающие то или иное сюжетное

положение. Учителем Беляева был не Уэллс, мастер,

обладающий умением самый смелый фантастический

вымысел рассказать с предельно правдивыми бытовыми

и психологическими подробностями, поднявший жанр

научной фантастики на высоту подлинного искусства.

Беляев в своем творчестве скорее отходил от тех

западных писателей, в романах которых главным

является не характеры героев, а сюжет — сама цепь

событий.

Но неистощимое любопытство Беляева к науке,

смелая выдумка, которая позволяла ему на основе

последних достижений в самых разных отраслях со­

временных знаний развертывать перед читателями свои

увлекательные сюжеты, вот в чем бесспорная ценность

творчества Беляева. И хотя в своих вымыслах Беляев

подчас очень далеко отходил от научной основы, его

книги, тем не менее, ценная популяризация научных

проблем.

Последние годы Беляев безвыездно жил под Ленин­

градом в городе Пушкине. С постели он уже не вста­

вал. Лист фанеры заменял ему письменный стол. Он

не успел уйти от немцев, которые в августе 1941 года

заняли ленинградские пригороды. Вскоре, не вынеся



5


----------------------- Page 5-----------------------

тяжести немецкой оккупации, он умер. Последняя,

вышедшая перед войной, его книга „Звезда Кец“ опять

говорила о полетах на звезды, о безграничных воз­

можностях свободного человеческого разума.

В наши дни научно-фантастическая книга по праву

пользуется любовью читателей. Здесь не место гадать

о том, как будет развиваться научная фантастика, но,

бесспорно, мы в праве ждать, что русский фантасти­

ческий роман сохранит все то, чем сильна, в чем не

имеет себе равных наша родная литература, — мы го­

ворим прежде всего о полноте и о силе в изобра­

жении внутреннего мира человека.

Пройдет время, и романы Беляева, может быть,

покажутся устаревшими, как устарели многие романы

Жюля Верна, фантазию которого опередила сама жизнь.

Может быть, книги Беляева покажутся устарелыми

еще и оттого, что часто нехватало им ярких, худо-

жестпенно-полноценных образов. Так это или не так —

в истории нашей литературы за А, Р. Беляевым оста­

нется прочное место первого советского писателя-

фантаста, подружившего научную мысль с художествен­

ным творчеством.



Вс. Воеводин


Свои отзывы об этой книге присы­

лайте по адресу: Ленинград, Невский

проспект, 28, Детгиз.



ДЛЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ВОЗРАСТА



Редактор Л. Д ж а ла лб еко ва . Ху«ожн -редактор Н. П олозов. Техн. ред Н, Сусленни

нова. Корректор О. Орлива и Н. Ннохе. Книга подписана к печати 16,'VIII 1У46 т.

Тираж 30 000 кз. Печ. л. 1И/Г Уч.- ант. л 9.7. Тип. зн. в 1 печ. л. ЭЬ 000.

Заказ Л- 1469. М-02962.

2-я фабрика детской книги Детгиза Министерства Просвещеина РСФСР.

Спасибо ameshavkin !

Опечатки выделены таким вот шрифтом

https://fantlab.ru/edition11410



Тэги: Беляев


139
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх