Проявитель из цикла как я


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergey fomichov» > Проявитель (из цикла "как я пишу")
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Проявитель (из цикла «как я пишу»)

Статья написана 18 декабря 2019 г. 15:17

Гражданин Мартин поделил всех писателей на садовников и архитекторов. Что не лишено смысла, хотя логика его и зияет прорехами. На мой взгляд те, кого он относит к садовникам — суть графоманы (включая и самого Мартина), поскольку у них нет строгого сюжетного замысла, а есть только любовно взращенные персонажи, с которыми может произойти все что угодно. Следует отметить, что я не имею ничего против графоманства, и Мартин очерчивает крайние случаи, хотя наверняка в процессе творчества смешивает оба подхода.


Впрочем, сейчас я о другом. И тех, и других объединяет чёткий вектор. Они пишут книгу от начала к концу. Последовательно. По этой причине меня (и некоторых других мне знакомых авторов) ни в одну из категорий отнести невозможно. Я, например, пишу фрагментами. Начиная с самых ярких пришедших в голову эпизодов, диалогов, описаний, продолжая менее яркими и постепенно переходя к служебным подводкам, связкам, завязкам, развязкам. Причём первым "положенным на бумагу" пятном может стать кульминация или развязка, или финальный твист, или красивая фраза персонажа.

Помимо прочего это позволяет сократить долю нужной работы, увеличив часть работы на драйве, вдохновении.


Поэтому было бы правильно ввести в научный оборот новый тип писателя — Проявитель. Ибо он подобен фотокарточке в кювете с проявителем являет миру сперва отдельные пятна и лишь потом увязывает их в единое целое. При этом общий замысел может существовать, а может отсутствовать и проявиться позже.


Что интересно, АТ и другие ресурсы, заточенные под проду, вынуждают отказываться от такого метода письма в пользу последовательного изложения. Этот формат далеко не нов, так писали "подвальные" романы (и даже ходил анекдот про Дюма, который ввёл в сюжет немого слугу, когда ему платили построчно, и сразу убил, когда платить стали за знаки). Прода дисциплинирует (если вы ответственный человек), а дисциплина убивает творческое начало. И всё же, даже в таких потогонных условиях я стараюсь писать по старинке — кусками и пятнами, просто оставляя их до поры за кадром.

И вот еще что заметил. Иногда получаются неудачные главы. В них мало действия, конфликта, поворотов, всё ограничивается поясняющими диалогами и нарративом. Если бы я писал не в режиме проды, а под ключ, то возможно многое бы из этого сократил или вывел подспудно, мелкими порциями. Но в режиме проды мне необходимо проговорить какие-то моменты, чтобы двигаться дальше.





140
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх