Много же было, есть и будет фильмов о погоне за сокровищами. По воде, под водой, на земле и под ней. В некоторых случаях и в воздухе. Но чем ближе к современности, тем больше повторов, шутки становятся низкопробнее, а ситуации в лучшем случае нелепы, но чаще просто глупы. То ли дело раньше…
Как в 63 году, когда вышла данная картина. С первых минут ее сюжет захватывает, демонстрирует те человеческие качества, которые она намерена высмеять. Хотя казалось бы – что такого необычного можно рассказать в истории про поиск зарытого клада?
А здесь, помимо прочего, хватило места и для рассуждений о политическом строе Америки и Англии, о системах ценностей, и о людях в целом.
И само собой, не только это привлекает в фильме.
Тут есть множество разнохарактерных персонажей, которые встретились в чрезвычайных обстоятельствах. Объединить их смогло только одно – алчность. И немедленно отдалить друг от друга, заставить делить то, что еще не получено, интриговать, взаимно подозревать и мгновенно забывать о тонком налете принципов, которых они придерживались в поведении совсем недавно.
На протяжении фильма мы увидим, как люди меняются, и на что они готовы пойти. И выходки эти будут все более отчаянными. Более безумными.
Мы увидим типичного подкаблучника, которому вечно затыкает рот женская половина семьи, как он берет себя в руки и делает все так, как сам считает нужным; простодушного дальнобойщика. Разозлившись, он начинает крушить все вокруг, отдавшись своей «темной стороне». Наконец, капитана полиции, который ждет, пока за него все сделают эти искатели, и знай себе, отзывает полицейских, чтобы не мешали поискам. Себе на пенсию так зарабатывает.
И действующих лиц с течением времени становится все больше, тех, кто вольно или невольно узнает о сокровище, и каждому уделяется ровно столько экранного времени, чтобы зритель мог понять, что это за человек. А потом понять, насколько сильно ошибался в нем.
Затем:
Музыка в картине хороша. Всегда подчеркивает то или иное действие, всегда уместна и красива.
Визуальная составляющая также на высоте. На протяжении двух с половиной часов перед зрителем проносится масштабное для своего времени и чрезвычайно насыщенное действо. Отлично поставленное, безо всяких значимых ляпов во всем, к чему можно было бы придраться. Изобретательные погони, добрый юмор и нелепые ситуации следуют друг за другом, не давая заскучать.
И так далее.
А ведь все начиналось с просмотра фильмографии Бастера Китона. Заинтересовало название этого фильма, выяснилось, что здесь он сыграл маленькую эпизодическую роль. А потом как-то это всё ушло на второй план. «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» перетянул на себя внимание и оставил исключительно положительное впечатление. И ни капли сожаления от потраченных двух с половиной часов.
Так что, смело можно рекомендовать данный фильм к просмотру. Сейчас такое редко где увидишь, всё снимают какие-то «мрачняки», с убийствами, взрывами и всем таким. Здесь же – веселое, позитивное, интересное и, что самое главное, наглядно-поучительное кино.