Сериал «Carnival row» — одна из ожидаемых новинок «темного фэнтези».
Сценарий Тревиса Бичема «Убийство на Карнавальной улице» привлек внимание Дель Торо еще в 2005м году. Правда, как водится, оригинальный замысел отличался от итоговой реализации. У Бичема в начале сюжета гибнет прелестная фея Турмалин, без которой киноверсия просто немыслима, а отважная Виньетт теряет крылья. Место гномов-наркоманов заняли фавны-сектанты, на грифонов, единорогов и драконьи скелеты денег, видимо, не хватило. Впрочем, отрисовка сериала, компьютерная графика и воссоздание мира настолько великолепны, что о драконах особенно не жалеешь. Как вы помните, дорогостоящая визуализация Дрогона и его братишек вынудила скомкать финал «Игры престолов».
Итак, перед нами некий волшебный мир, в который однажды пришли люди, как водится жестокие, кровожадные и бескомпромиссные. Прежде там жили прелестные феи, хранившие сокровища высокой культуры и весьма вольно относившиеся к забавам плоти, угрюмые и трудолюбивые фавны, свирепые дроу и прочие кентавры. Затем явились первые путешественники, дружелюбные и обворожительные, один из них очаровал королеву фей и оставил ей на память ребенка-метиса. Затем людей стало много и им стало мало крох с нелюдского стола. Разразилась война между Республикой Бург и Коалицией – первые сотрудничали с феями и сражались бок-о-бок с ними, вторые безжалостно уничтожали представителей иных рас.
Вскоре Тир-на-Ног`т (Tír na nÓg) пал, немногих выживших войска Коалиции выслеживают с собаками-оборотнями и безжалостно добивают. Кораблей, которые рискуют вывозить беглецов (за хорошую плату конечно же) все меньше и тонут они все чаще. И выхода из ситуации особенно не предвидится.
Фавны и феи заполонили Бург и с попустительства местных властей заняли самые непрестижные и дешевые рабочие места. Из рогатых угрюмцев получились прекрасные лакеи и домашняя прислуга, крылатые прелестницы подались в куртизанки, благо это не противоречило их веселой природе. А пассионарии нашли себе иные занятия – торговлю наркотиками и волшебными снадобьями, контрабанду и иные опасные делишки.
Сперва сотрудничество выглядело взаимовыгодным, иные нелюди могли выступать на большой сцене, заниматься медициной, науками и оставаться уважаемыми членами общества. Затем их вытеснили на «законное место», начали преследовать, унижать и обижать, феям даже запретили летать в городе. Парламент ведет дебаты об изгнании иммигрантнов… вот только уходить несчастным созданиям некуда.
На этой веселой ноте начинается сериал. В Бурге завелся местный Джек-Потрошитель, маньяк, который жестоко убивает несчастные жертвы и вскрывает им кишки. Среди погибших – бывшая певица-фея Эшлинг Карель. Инспектор Райкрофт Филострат, бывший ветеран людско-эльфийских войн вгрызается в расследование с явным энтузиазмом. Он еще не догадывается, как это дело перевернет до основания всю его благополучную жизнь.
В сериале несколько детективных линий, множество скелетов в шкафах, непременные эротические сцены в каждой серии, много крови, кишок и ненависти. Любви тоже много, причем самой разнообразной, сентиментальной и душещипательной. Увы, если вам претят мысли об однополых и межрасовых союзах лучше поискать более консервативное зрелище. В наши дни упоминания о запретной мужской и возвышенной женской страсти сделались столь же неизбежны как непременная победа коммунизма и «Ленин с нами» в советских фильмах. Мало кому из режиссеров удается обыграть тему красиво и органично, без унылого привкуса обязаловки.
К сожалению, некоторым, однообразием и заурядностью грешат практически все эротические сцены сериала. Да, круто отрисовать, как фея поднимается в воздух и левитирует (хочется надеяться!) вместе с клиентом. Если это не левитация, точка опоры, извините, и оторваться может. А распутные эльфийки устарели, как гогглы и цепеллины. Единственный неординарный эротический момент в сериале – близость чернокожего гиганта и… не будем спойлерить, но смотрится эпизод по крайней мере психологически достоверно и действительно завораживает. Все остальное взыскательный зритель уже видел.
К слову о видении – видеоряд самое лучшее, что в сериале есть. Если отключить голову и просто смотреть – «Карнавальные ряды» великолепны. Прекрасные горы и грозные скалы Тир-на-Ног`т, наползающие цепеллины, лазурные крылья фей, холодящие кровь медицинские инструменты, смешные кобольды, мощные рога фавнов – у каждого свой узор и лепка. Грандиозная эльфийская библиотека, полная древних книг – будем честны, на мейстерскую она все же слегка походит, но это можно счесть центоном. Настоящий викторианский город с лавочками и ярмарками, каретами и парками, зловещей канализацией и изысканным убранством домов знати.
Грим гаруспики, форма полиции, мерзкие щупальца Черногара, милый медведик в доме канцлера, соблазнительные красавицы с голубыми волосами, словно сошедшие с английских открыток. Кстати, ведущий дуэт фей срисован с рождественского ролика «Маркс и Спенсер» 2014 года- не буквально конечно, но сходство чувствуется. И снято изумительно, переданы тончайшие продуманные детали, малейшие движения мимики, трепетание крылышек и поток крови, круговорот движения и томительные паузы. Просто загляденье!
С музыкой и озвучкой тоже повезло. Уместные музыкальные цитаты и рефрены, совершенно неземное пение феи, трогательная колыбельная песенка. Ее хочется послушать саму по себе и может быть даже спеть малышу. Озвучка подчеркивает эмоциональную напряженность моментов, задает ритм, создает настроение – тут все прекрасно.
Многие критикуют актерскую игру в особенности Кару Делевинь, играющую Виньетт. Я бы поспорила – у нее получился вполне нечеловеческий образ, ей блестяще удаются гримаски и гнев злобного пикси неразделимые с очарованием феи. Она выглядит нелюдем даже без грима, со спрятанными крыльями – и это большой успех.
Ведущая персона сериала конечно же Орландо Блум – и конечно же он хорош. Он получил ведущую роль, в которой его никто не затмевает – ни один из актеров сериала его не переигрывает, и даже мужественный Агреус (Дэвид Гяси) едва приближается к его уровню. Он решителен, эмоционален, ярок, выразителен, красив и трагичен. Он ведет свою линию с грацией канатного плясуна и держит зрителей в напряжении до самого финала. И невзирая на попытки режиссеров загнать персонажа в шаблон Джона Сноу, остается Райкрофтом Филостратом.
Другой удачный образ – прелестная Турмалин. Ей удалось передать преображение героини, наполнить роль веселой феечки-куртизанки подлинным драматизмом, вызвать сострадание. Томсин Мерчант (Имоджен Спурнроуз) выглядит бледнее, образ капризной великосветской девицы ей не к лицу, она несколько неестественна, но раскрывается, когда персонажа охватывает страсть.
Из второстепенных персонажей выразителен актер и владелец труппы кобольдов Раньян Миллуорти (Саймон МакБурни) – совершенно диккенсовская фигура, самый, пожалуй, неоднозначный персонаж сериала. Полагаю, в следующем сезоне он еще удивит зрителей.
Сценарий, точнее его подгонка под сериал – увы, самое слабое место картины. Ради выразительности и драматизма логику мира и возможности персонажей перекраивают как ни попадя. Режиссер дергает за ниточки, актеры выкручиваются изо всех сил, пытаясь выразительной игрой спасти картонные диалоги и шаблонные маски ролей.
Зачем тратить такие силы на уничтожение фей, чем объясняется лютая ксенофобия, почему в первой сцене беглянки убегают от преследователей, хотя могут подняться и улететь, почему в викторианской канализации чисто и прибрано, при чем тут старые боги, когда ни слуху ни духу от них не слышно?
Кто увязывал линии детектива, пытаясь придать событиям хотя бы подобие внутренней логики, пришпилить к персонажам хоть видимость мотивации? Понятно, что убийца садовник и он сам себя высек, но буквально пара ходов и логических объяснений — и сложился бы домик.
Зачем пытаться косплеить Игру Престолов и пытаться добавить инцест к дозволенным развлечениям, с чего вдруг матери подвергать столь жестоким пыткам собственное дитя? И далее, далее по тексту – вопросы возникают к каждой серии. Если предположить, что в сериале логика комикса или манги – придирок нет. Но «Карнавальные ряды» претендуют на полномасштабную драму, и зачин у них мощный. Посмотрим, сумеют ли режиссеры с постановщиками выкрутиться во втором сезоне – готового сценария-то у них больше нет.
Отдельный камень в огород сериала – очевидная политическая ангажированность. В сказочной форме в очередной раз поднимается проблема расового неравенства, вопрос эмиграции и беженцев. С одной стороны, несчастные голодные беглецы пытаются спасти свои жизни, с другой – отнимают рабочие места, торгуют наркотиками, занимаются проституцией и устраивают теракты. С другой – никто не разбирается, преступник с рогами подбирает огрызок яблока на мостовой, бывший профессор или бывшая звезда сцены. Ату его! Решения у сценаристов, увы не нашлось, по крайней мере в первом сезоне.
Отдельная проблема сериала – перевод и переводчики. Многие смыслы и оттенки теряются из-за того, что переводчики их не улавливают, мешают английскую кальку и русский жаргон. Фей называют и феями и пикси и летуньями, фавнов паками, волшебных существ – и народом и созданиями и кричами, хорошо хоть не тварями. Тир-на-Ног`т ничтоже сумняшеся транскрибируют как Тирнанок, Бург оставляют Бургом, хотя это очевидно Город. Впрочем, переводчикам действительно сложно. Прелестную Vignette Stonemoss зовут Виньетка (Розетка) Скального Мха – и поди отыщи русский аналог.
Резюмируя – сериал стоит посмотреть по крайней мере один раз, он интересен, динамичен и очень красив. Не стоит ожидать от него слишком многого – и возможно реальность превзойдет ожидания.