Ева Левит. Бог нажимает на кнопки. – М.: Время, 2019. – (Интересное время).
Ева Левит (Ирина Левитина, Эстер Сегаль) родилась в Ленинграде, выросла в Санкт-Петербурге, в 2001 году ехала в Израиль. Ныне – одна из самых известных русскоязычных женщин Израиля, писатель, поэт, филолог (специалист по русской литературе XIX века), журналист, телеведущая, психолог, коуч, знаток хасидизма, эзотерик. Ева – мать шестерых детей, пятеро из них – близнецы. В своё время Левит преподавала еврейскую традицию, вела соответствующие курсы и телевизионные программы, но позднее от религии отошла. Толчком к этому решению отчасти послужило рождение шестого ребёнка, когда, по словам Левит, она почувствовала «себя матерью, а не молокозаводом». Тут надо сказать, что родить «пятёрку» близнецов – дело очень непростое. Именно из-за того, что возникла угроза их появлению на свет, Еве пришлось уехать в Израиль. Роды прошли благополучно, а потом, не высыпаясь, она безостановочно кормила своих малюток, ведь для недоношенных детей иммунитет особенно важен, а материнское молоко крайне необходимо для его поддержки. Подробнее о судьбе и жизни Евы Левит см. здесь: https://jackkuba.ru/почему-эстер-сегаль-с....
Весной этого года в издательстве «Время» вышел роман-антиутопия Евы Левит «Бог нажимает на кнопки», в котором автор, опираясь на богатый личный опыт, размышляет об идолах и идеалах, об искренней вере и слепом подчинении, о ненависти и любви. Это своеобразный литературный пазл, состоящий из глав, действие которых происходит в разное время. Впрочем, предельный временной разрыв не так уж и велик: 1988 – 2031 годы. Собирание пазла особого труда для читателя не составит, довольно быстро отдельные фрагменты начинают складываться в цельную и связную картину. Картина эта очень грустная, в очередной раз демонстрирующая, как легко люди, введённые в заблуждение иезуитским обманом и оболваненные лживой пропагандой, превращаются в тупое стадо, ведомое злой и гибельной волей. Из стада, как и положено, выбиваются лишь отдельные исключительные, нестандартные, неординарные личности. Или фрики, маргиналы... Возможно, роман «Бог нажимает на кнопки» не станет заметной вехой в длинном списке известных нам литературных антиутопий, но то, что эта книга представляет собой очень современный взгляд на природу слепого поклонения Богу и власти, у неё не отнимешь. Поклонения, которое формируют, в том числе и безумные телевизионные шоу. В романе будущий диктатор, проведя соответствующую предварительную подготовку, успешно использует телешоу для восхождения к власти, закладывая основы собственного обожествления.
О своей книге Ева Левит говорит, что «это вымысел, списанный с натуры, приправленный воображением, сдвинутый в будущее, замешанное на прошлом. Но главное в рецепте – дрожжи любви. Любви беспричинной. Я лишь в финале поняла, что это такое». Да, любовь в романе, безусловно, присутствует, да, любовь – единственное утешение и спасение для двух конкретных влюблённых – Кирочки и Евгения, чьи судьбы описаны в книге. Но как быть тем, кто живёт просто и обыкновенно, кто не защищён силой особенной, первой, беззаветной, всепоглощающей любви? Тем, кто находится в ситуации, где нет никакой надежды ни на Бога небесного, ни на Бога земного (всевластного диктатора)? Автор не даёт ответа. Не знают ответа и влюблённые герои романа, которых мы оставляем в финале счастливыми, но не ведающими, куда идут…
Издательская аннотация
Антиутопия (а перед вами, читатель, типичный представитель этого популярного в ХХ веке жанра) — художественное произведение, описывающее фантастический мир, в котором возобладали негативные тенденции развития. Это не мешает автору сказать, что его вымысел «списан с натуры». Потому что читатели легко узнают себя во влюбленных Кирочке и Жене; непременно вспомнят бесконечные телевизионные шоу, заменяющие людям реальную жизнь; восстановят в памяти имена и лица сумасшедших диктаторов, возомнивших себя богами и чудотворцами. Нет и никогда не будет на свете большего чуда, чем близость родственных душ, счастье понимания и веры в бескорыстную любовь — автору удалось донести до читателя эту важную мысль, хотя героям романа ради такого понимания приходится пройти круги настоящего ада. Финал у романа открытый, но открыт он в будущее, в котором брезжит надежда.