Что бы ни говорили враги, то бишь жестокие, нехорошие люди – поклонники зауми всякой ;), Сальваторе не так плох. И в продолжении – тоже. Здесь хочу вернуться к своей теории: нефиг читать циклы подряд, тогда и не за что будет ругать автора. Но, конечно, не ко всем относится: некоторым и первые книги не удаются. Просто про многие циклы говорят: автор исписался, испортился. В девяти случаях из десяти это не совсем правда, а просто читатель «исчитался». Потому что, если полгода трескать икру, захочется хлебушка. (с) Верещагин.
Даже сериалы делятся на сезоны, чтоб бесславно не пропасть. Ага, соскучился зритель, давай ему очередную порцию. А чего подряд показывают, дык почти все медным тазиком накрывается. Из просмотренных в записи сериалов проверку временем у нас с любимым только «Секретные материалы» выдержали – и те до отбытия Духовны в отставку. Даже обожаемая мной в отрочестве Ксена выдержала ровно шесть серий и ненавязчиво скончалась… Может, когда-нибудь…
Вот и про Сальваторе начитались мы нехороших отзывов и купили сначала всего две первые книги – и то скорее из-за внешнего вида, а не содержания. Любимый сказал, что это ненамного лучше Никитина, да еще и с каждой книгой становится все отвратительней. Мол, если понравится, докупим. Докупили. :) И ничуть он хуже не становится. Разве что обидно не видеть Мензоберранзана, да и вообще – таинственного мира подземья. Тем более, что сам город – это не изначальная часть мира Забытых Королевств, а лепта самого Сальваторе. И, я так понимаю, это единственная его глобальная находка – ну кроме самих дроу, естественно. Но они неотделимы от Мензоберранзана. Непосредственно Долина ледяного ветра, с которой начинается эта трилогия, откровенно слаба по сравнению с самым известным городом дроу.
Кстати, если верить аннотациям на остальных книгах, Мензоберраннзан еще будет. И я хочу там еще раз побывать почти так же, как попутешествовать с Темным Отрядом. Который, кстати, переиздают. Урря!!!!!!!! Сбылась мечта идиота.
Пусть предложенная в трилогии часть забытых королевств и не настолько интересна, как подземный город, я не разочарована. Нельзя сказать, что читается на одном дыхании, Сальваторе тоже не мастер триллера, но с чувством, с толком, с расстановкой и не без удовольствия. Если Малинина я называла Донцовой от фантастики, то Сальваторе – это Чейз от фантастики. Я не уверена, кто из них пишет лучше, но Чейз неимоверно добротен. Правда, после наступления совершеннолетия у меня на него появилась аллергия и я уже не смогла его читать. Радиация, наверное… ;) Насколько я понимаю, у большинства людей на Сальваторе аналогичная реакция.
Кстати, про детективы и про серии. Так подумав на досуге, вспомнила, что единственный человек, серию книг которого я могла читать подряд без отвращения – это Гарднер. Причем все двадцать томов.
А в огород Мензоберранзана могу даже бросить такой камень, как отсутствие смены фона – первые две книги первой трилогии, где действие происходит в подземье, вокруг одни камни. И, правда, еще куча разных рас – это радует. Те же недоделанные ктулхи (кстати, обнаружила ктулх настоящих – здесь), весьма гламурное кислотное озеро, краб заколдованный.
Но к Долине автор с героями уже определился и быстренько, с самого начала вводит их в повествование. Кроме ГГ мы будем путешествовать со светлым дворфом, халфлингом, который хоббит без копирайта, варваром и человеком. Добавляются герои почти как в игрушке: шел, встретил. Можно, я с тобой? Можно. И с артефактами так же: сварганил дворф молот для варвара: плюс N к атаке, да еще и метать оружие можно, плюс N к дальности поражения. А потом молот возвращается магическим образом. Девочке (это человек которая) стрельбу прокачали волшебным луком с нескончаемыми стрелами, потом еще боевой дух, но это я провтыкала – только проявление уже заметила, когда она на жутком страшном мистическом уровне бытия выводила из уныния весь коллектив. У халфлинга хитрость прокачана (читай: мошенничество) и еще артефакт присутствует с даром убеждения.
Кстати, лук девочка получает после выполнения квеста. :) Ну или мне так кажется – в целом вообще закономерности не наблюдалось. В игрушке ведь тоже можно артефакт посреди дороги отыскать и даже не всегда за него драться приходится. Или приходится, но не очень сильно.
Да, а дворф еще временно носил эльфью шпагу, которая дает защиту от огня. Вообще подобных находок (и не в хорошем смысле этого слова) в книге хватает. За маску для Дзирта даже драться пришлось – совсем как в игрушке. Ну в какой бы еще книге такая очаровашка встретилась? Обычно авторы пытаются хоть как-то естественности прибавить, но не Сальваторе. Мечта эскаписта.
Впечатление такое, как будто наблюдаешь за игрой. Хотя об РПГ я всего лишь наслышана, это любимый в это игрался, но вторые и третьи герои были пройдены мной неоднократно со всеми аддонами, включая неофициальные, а четвертые и пятые – частично. Да и вообще сильно тяготею к пошаговым стратегиям. В реалтаймовские не умею – торможу сильно.
Если книга превращается в игру, то с одной стороны это, конечно, минус. А с другой у тебя включается тот же уровень сопереживания, который задействован в игре. Как будто это ты отыскиваешь артефакт или проходишь уровень, или в драке участвуешь. Не знаю, подействует ли это на тех, кто не любит играться, но такие люди вряд ли и купят фэнтезюху. Опять же, при накоплении артефактов задействуется жадность читателя – в моем лице в данном случае. Кто же не хочет себе таких цац? Мы вон про арбалет подумываем… Точнее, любимый подумывает, а я поддерживаю. Из пистолета не так интересно…
А пока читаешь, чувство такое, как будто ходишь по волшебным магазинам, а денюжков у тебя – тьма-тьмущая. Довольно приятное чувство. ;)
Это в какой-то из первых Дьяблов была такая фишка: если жать то ли шифт, то ли контрол, пока сбрасываешь денюжку или еще какой хлам, то этот хлам остается у тебя и появляется на земле. Ну как в винде папки копируются. Дык настоящий кайф был, когда ходишь и множишь, множишь, множишь… Причем знаешь, что все это по любому понадобиться не может, а все равно так приятно, когда что-то берется из ничего!
Бравая команда героев из Долины сначала успешно стратегически воюет, потом выполняет по очереди несколько квестов – вот вместе с ними мы и будем это делать. Причем радует антураж – от непосредственно Долины ледяного ветра, в которой холодно и ветряно :), герои будут шляться долго и усердно. Проедут через премилый город странных колдунов, повоюют с серыми дворфами и драконом в Мифрил Халле, пересекут пустыню и море, победят пиратов, а в конце еще и окажутся в упомянутом страшном злобном мире – одном из потусторонних, которым вполне есть место в Забытых Королевствах. Конечно же, наши победят. :) И можно даже не считать это спойлером, поскольку в такого рода литературе по-другому не бывает.
Войнушка, с которой начинается трилогия, приятно радует, потому что в фэнтезюхе ведь обычно герои за проблемами ходят, а не наоборот. Стратегия описана хорошо и даже почти все понятно – про фланги там и авангарды с арьергардами. И очень завязка красивая у войны, причем так до конца и не развязанная, с удочкой на будущее: явно планирует автор еще поговорить на эту тему. Все очень красиво и загадочно.
Но нельзя не признать, что у Капитана, например, воображение побогаче. И зверушки позагадочней, и пейзажи позловещей, и герои похарактерней. При всех преимуществах, Сальваторе остается толковым подростковым чтивом. С него можно начинать учить ребенка читать, но потом надо будет переучивать – это минус, конечно. Не дай Бог, еще подвиснет на таком дитё!
Оценки.
1. Если бы еще не картонность мира, можно было бы считать его отличным.
Я не очень-то играюсь в игрушки, но чуточку наблюдаю за процессом, когда играет любимый. Сейчас он играет в Kings Bounty – цаца очень красивая, но избыточно яркая, даже кислотная. Яркость почти всегда идет в ущерб естественности, оттого идеальным мир этой игрушки назвать тяжело. Но это не делает его менее красивым.
А вот аншлаговый Ведьмак показался мне избыточно серым – персонажи на фоне теряются, то есть серое там фсе. Зато очень натурально.
Вот мир Сальваторе это мир Kings Bounty. Не очень естественно, но красиво. Восемь.
2. Читабельность. Отложить не хотелось. Но и от мысли почитать заместо телевизора особо радостно не становилось. Хорошо, добротно, медленно. С теми же чувствами я читаю Стаута или Агату Кристи. Напряга нет ни в каком смысле – и меня не напрягает, и накала нетути.
Кто знает, в спортзале упражнения есть силовые, а есть на выносливость. Первые с максимальным весом и малым количеством повторений, а вторые без веса (или почти без веса) и до упора. Вот это Сальваторе. Аналогия лживая, как и все прочие ;), но говорящая.
Оттого семь, плавно переходящее в следующий пункт, снизивший читабельность:
3. Интрига, причем напоминаю, что имеется в виду не дословное значение, а та фигня, которая делает триллер триллером. И Сальваторе с этой штукой не дружит.
Нет, один раз мне было интересно, что же будет дальше: когда дворф с девочкой на огненной колеснице прилетели аккурат к битве с пиратами. А я на тренировку как раз спешила. Вот в выборе между тренировкой и книгой книга выигрывает. Что, кстати, ничего хорошего о ней не говорит: в мире очень мало вещей, которые я ненавижу больше, чем спорт.
За дворфа на огненной колеснице – двоечка. А то и того бы не было.
4. Если не считать вполне ожидаемой картонности, рассчитанной исключительно на не шибко и не тем думающих подростков, то герои вполне удались. Почти все отношения неаргументированы, но хотя бы констатированы. То есть толком даже непонятно, с чего эта вся толпа подружилась — ну кроме того, что это понадобилось автору. Как капитанские пытки — страшно долго пытали, прям не передать как жутко. Вот и здесь: дворф с дроу родственные души, потому что эльф когда-то не обидел его приемную дочь. С варваром дружат, потому что у дворфа он вызвал материнский инстинкт, а у девочки — не очень материнский. Причем ничего варвар для этого не свершал, а просто присутствовал.
Какие положительные чувства, если не считать жалости, должен был вызывать халфлинг, я так и не поняла. Хотя герой интересный, но для полурослика сильно шухерной.
Как и почти все характеристики серии, это хорошо для подростков, а я уж как минимум вполовину старше, оттого мотивация показалась мне сомнительной, а личности — мультяшными. В первой трилогии тот же Дзирт был мотивированные. Шесть?
5. Идея, как я поняла, у Сальваторе всегда заключается в одном и том же: надо быть хорошими. Плохими быть не надо. Плохие проигрывают.
Хотя любимый говорил, что в РПГ есть какой-то мир или миры, в которых плохие выигрывают, но Сальваторе этот мир явно не заказывали. Так что идея такая же картонная, как и герои, но пять за наличие и доступность.
6. Душевность — тот параметр, который может при всей картонности зашкаливать, а может при полной естественности, грамотности, прекрасности и прочая, и прочая быть абсолютно нулевым. Так что некоторая нарочитость в данном случае произведению на руку, потому что частично возвращает детское восприятие мира. Душевность такого возвращения отрицать тяжело. Восемь.
7. Погружение в сказку всегда нелегко, если ты не абсолютный эскапист. Это, кажется, Логинов на конвенте рассуждал о том, почему детектив всегда интересен. Этот жанр дает читателю теоретическую возможность прокачать выживаемость. Фэнтези же — туризм для абстракционистов, которые находиться в этой реальности в лучшем случае не хотят, а в худшем — не могут. Причем зачастую выдают второй пункт за первый, то бишь желаемое за действительное.
Мне в фэнтези хочется по обоим этим причинам. Убегать мне вроде как особо не для чего, поскольку мне повезло быть абсолютно счастливым человеком, но не без тараканов в голове, как же без них? Например, для моей звездности три раза в неделю сходить в зал и в субботу разок выгуляться — вполне достаточное путешествие. Все остальное время я предпочитаю валяться и путешествовать умозрительно. Потому что хочется. Посмотреть мир, а то и не один, в каждом по полосе препятствий пробежаться и свою дозу кайфа поймать. Понятно, что в объективной реальности это проблематично. Оттого мой эскапизм носит характер туристический. И, конечно, я предпочитаю максимальное погружение для максимальных ощущений. И чтоб без очередей, билетов, гостиниц, таможен, хамящей обслуги, жары, холода, влажности, отсутствия удобств и далее по списку. С Сальваторе путешествовать зрелищно, но это Диснейленд, то есть ощущение того, что ты в мультике, не исчезает. Но при этом вполне симпатично. Сафари — не зоопарк, но и по зоопарку мы с удовольствием, кстати, недельку назад погуляли. Семь, и пусть зверей покормят.
Синопсис.
Учитывая, что у меня очередное сезонное обострение, но на этот раз не цветочное, а зверушечное, сейчас читаю второй из Гаррисоновских Эдемов. Какие ни какие, а зверушки. Сейчас идет лучше, чем в прошлые два раза, когда я подряд пыталась вторую книгу начинать. Так что ругать особо не буду. ;)
2008-05-26