Миссия Лисистраты. 1961. ФРГ
Режиссёр: Фриц Кортнер
Девушки. 1968. Швеция
Режиссёр: Май Зеттерлинг
XX век принёс новые актуальные темы, гиперболизировал старые и реанимировал еще более старые. Конечно, тема эмансипации была отнюдь не нова. Еще в XIX веке она получила сильное развитие. Но именно в 60х годах она дошла до взрыва, когда эта тема стала настолько популярной, что её нельзя было игнорировать ни в кино, ни в литературе, ни в музыке...
Два европейских фильма 60х годов — немецкий «Миссия Лисистраты» и шведский «Девушки» — практически идентичны по своим задачам и первоисточнику. Фабула и там и там одна. Современные актрисы ставят пьесу по комедии Аристофана «Лисистрата». В обоих фильмах проводятся параллели между Древней Грецией и современной Европой. В обоих фильмах комедия Аристофана выглядит достаточно кастрированной — режиссёры выбирают из неё исключительно играющие на пользу феминизму нотки, и совершенно игнорируют всё остальное. Оба фильма можно посмотреть и получить массу удовольствия, так как оба сняты хорошо, игра актёров также добротная, диалоги оригинальны.
Но за Аристофана в обоих случаях немного обидно. Это как раз тот случай, когда режиссёр обращается к книге не из любви к самой книге и не из уважения к её автору, не для того чтобы в неприкосновенности донести до зрителя идеи автора, обогатив их видеорядом. А лишь для того чтобы донести свои собственные идеи и прикрыться при этом авторитетом классика. То есть по сути это банальное паразитирование. Но конечно, паразитирование достаточно талантливое...
Печально, что другие комедии Аристофана, причём некоторые из них намного более глубокие и философские, так и не нашли своего пути на экран...