Классика фантастики Азимов и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Классика фантастики~Азимов и Основатели
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Классика фантастики~Азимов и Основатели

Статья написана 14 ноября 2009 г. 14:01

За прошлую неделю (т.е. почти две недели назад) прослушал трилогию Азимова. Читал ее лет десять назад в этом же самом варианте, год назад слушал первую «Академию», а тут уцепился за полную трилогию, прочитанную Герасимовым. Во-первых, к чтению подходил с некоторой опаской — как она, обычная фантастика воспримется сейчас — после Эко, Сарамаго, Рансмайра и других представителей мировой прозы? Брэдбери и Воннегут уже прошли проверку, а, например, Шекли, Саймак, Азимов нет. Во-вторых, хоть любую книгу нужно читать в бумаге, времени на особенно толстые произведения в ближайшее время у меня не предвидится, тем более, перечитывать читанное: «Основателей» Азимова, «Одиссеи» Кларка, «Дюну» и пр. Поэтому то, что возможно, я все-таки пробую слушать. Иначе, руки точно не дойдут до классиков наших фантастических.

Грандиозный социальный эксперимент, задуманный Мастером Айзеком и вложенный им в руки психоисторика Гарри Сэлдона. И хотя все эти тысячелетия человеческой истории, Империя с императором в галактических масштабах сейчас, по прошествии всего нескольких десятков лет, уже кажутся наивными, главное — сам социальный эксперимент, — воспринимается серьезно и ставит перед читателем довольно много вопросов.

Итак Азимов/Сэлдон создал науку — психоисторию, — которая, подобно законам термодинамики, способна описывать социальные процессы и предугадывать/рассчитывать их развитие.

Это изобретение применено Сэлдоном, хотя определенная ответственность лежит на самом Мастере: почему для своего эксперимента Азимов выбрал именно такие «тепличные» условия — распад Империи, деградация человечества и возвращение к феодальному строю (в галактических масштабах)? Возможно, причина в том, что Мастеру нужен был известный социальный материал — т.е. своеобразное повторение пройденного: религия, торговля, индустрия. Я вижу тут по крайней мере два объяснения, возвращение к прошедшим этапам позволяет: 1) обобщить прошлый опыт и понять его прежде чем перейти к прогнозированию, 2) позволяет подготовить читателя к прогнозу за счет «привыкания» к тексту в известной, понятной обстановке прошлого.

Основание

Собственно, первый роман великолепен: эпизоды жизни Основания разделенные 30, 50 и более — летними промежутками вызревания кризисов. С точки зрения текста: это от эпизода к эпизоду стареющие и сменяющие друг друга персонажи-вожди — сам Сэлдон, первый мэр Хардин, торговец-священник Пониетс, мэр Мэллоу. За пять эпизодов первого романа, как ни странно, Азимов умудряется поставить большинство вопросов, на которые в последующих частях Основания будет чаще отвечать, нежели ставить новые. Возможность прогнозирования будущего человеческих масс, граничные условия — обязательность незнания и естественного хода развития, вопрос жизни, обеспеченной «божественным» планом Сэлдона, ответственность за поступки и проблема выбора в условиях «плана». Именно этим пластом вопросов ценен эксперимент Азимова и именно поэтому первая часть «Основания» достойна самой высокой оценки за научность фантастики.

Вторая и третья части «Основания», между тем, показывают значительный спад в развитии авторской идеи: вместо оперирования историческими законами Азимов углубляется в судьбы отдельных людей, отчего прежний социальный эксперимент превращается местами в мелодраму, местами, грешит самоповторами. Сравнить хотя бы то, что на смену пяти эпизодам первой книги мы получаем по два исторических эпизода во второй и третьей, зато подробно задокументированных.

Оценка 9,5

Основание и Империя

Эпизод 1. Столкновение со старой Империей.

Этот фрагмент еще продолжается в русле эксперимента. Старая Империя рассматривается Сэлдоном как один из кризисов и довольно лаконичное его разрешение — император сам уничтожает своего удачливого генерала, — продолжает исторические обобщения. Хотя и тут появляются определенные сюжетные натяжки — например, слишком большая роль отводится старику Барру.

Эпизод 2. Появление и победа Мула.

Собственно появление Мула нарушает по Азимову «план Сэлдона» и оно же пускает псу под хвост стройность дальнейшего повествования. Вместо законов истории на передний план выходит личность, действия которой не поддаются прогнозированию. Тем более, когда эта личность — мутант со сверхспособностями. Мул как персонаж интересен, а Азимов хорошо конструирует сюжет, в полной мере используя внутренние ресурсы и не плодя сущностей, поэтому книга по-прежнему хороша, но это уже не то «Основание». Мул сентиментальничает, он носится с Дейтой и ее мужем по всей вселенной, хотя попутно его корабли захватывают Основание, — сам сюжет уже не связан с историческим моделированием.

Можно возразить и это будет правомерно, что Азимов от общеисторических законов переходит к вопросу о роли личности в историческом процессе, но сам перескок — от исторических процессов к личности, — полностью меняет дух произведения: чем дальше, тем больше мы будем наблюдать личности, а не процессы. Впрочем, писательского мастерства Азимову не занимать и книга не превращается в приключенческое чтиво и написана вторая часть также хорошо. Просто, это уже другое Основание, а эксперимент так и не был завершен.

Еще пара интересных наблюдений: способность Мула подчинять эмоции окружающих упрощенно напоминает силу Исповедниц в «Правилах...» Гудкайнда. А повелитель Шулмы Джамуха (Олди, «Путь меча») втирается в доверие к героям под видом девицы-давини примерно как Мул под видом шута. Оба романа написаны заметно позже «Основания».

Оценка 8.

Второе Основание

Опять две части (Мул против второго Основания и Столкновение Оснований) и опять первая половина написана в ключе «Основания» а вторая — как приключенческий фанфик «по теме».

Эпизод 1. За схватку Мула с психологами автору можно ставить высочайшие баллы — до самой кульминации мы не догадываемся, чем все может завершиться и кто есть кто. А финальная схватка Мула с Первым оратором превосходна, как шахматная партия высочайшего уровня.

Эпизод 2. Вторая половина на удивление проста и грешит самоповторами. Во-первых, это не Основание, а какая-то «булычевщина» — девочка-главная героиня разруливает сюжет круче взрослых плюс совершенно игрушечная война (после ужаса Мула читателя такими картонными событиями удивить трудно), ну и развязка точь-в-точь концовка первой половины книги — агент Основания, внедренный в группу поиска, пятьдесят мучеников вместо одного — т.е. больше, круче, эффектнее, но по сути то же самое.

Впрочем, надо отдать должное автору, увязаны между собой множественные детали вплоть до изменения девочки Основателями согласно плану психологов, предложенному за несколько десятилетий (!) до этого.

Первая половина на 9,5, вторая — на 7. Итог — 8 с хвостом.

Итог: книга интересна и увлекательна, по крайней мере (или несмотря на?) в звуковом исполнении Вячеслава Герасимова.





186
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх