Появление подобного можно объяснить только одним: за тридцать лет автору уже смертельно надоели и мир, и герои. Есть, конечно, другие предположения, но они все попадают под цензурные и морально-этические запреты. Но, по крайней мере, это "произведение"- повод вспомнить о проблеме, которая изрядно портит имидж многих авторов. Лоис Макмастер Буджолд "Адмирал Джоул и Красная королева":
Я все понимаю. Вот придумаешь классный мир и героев харизматичных, читатель от них в восторге и расставаться не желает, хочет продолжения истории, и чтобы с каждым разом было не менее интересно, чем в первый, судьбоносный раз. Как тут не пойти на встречу пожеланиям, ведь в любом деле спрос рождает предложение.
Мне тоже иногда нелегко расставаться с некоторыми героями и мирами. Прикипаешь, знаете ли, к ним, и простое «жили они долго и счастливо» вовсе не удовлетворяет. Сразу возникают вопросы. Что вообще такое « счастливо»? И насколько долго? Тут каждый, знаете, трактует по- своему. Вот и радуешься потом каждой новой встрече до…. определенного момента.
Вот-вот , все дело в этом самом моменте. В той точке, когда автору надо сказать твердо и решительно: Все, финал. Включайте, дорогие читатели, сами свою фантазию. Потому как если этот момент упустить, любимый некогда мир перестает радовать , а герои привлекать, превращаясь из добрых друзей, за которых переживаешь и весточки от которых ждешь, в просто знакомых, надоедливых и малоприятных.
Это чрезвычайно трудно уловить наступление этого момента и завершить таким образом, чтобы у читателя осталось чувство печали от расставания и одновременно понимание, что так лучше для всех. Это так трудно, что практически вообще никому не удавалось. Можно, конечно, помучить читателя, рубя хвосты кусочками, оставляя все в подвешенном состоянии, поддерживая интерес на минимально допустимом уровне. Можно через годы или даже десятилетия возвращаться к старым героям , играя на ностальгии фанатов. Можно довести историю до конца и ответить на все вопросы, не взирая на читательский интерес и рейтинги. Можно просто бросить на полуслове и сделать вид, что так и надо.
Вариантов много, в зависимости от того, что хочет автор для себя и читателей. И как он это хочет сделать. Хочет оставить добрую память о мире и героях или просто подвести итог довольно значительного отрезка своей жизни, не принимая во внимания, как это воспримет читатель. Вариантов множество и перед вами один из них.
Вот если бы мне, реши я в качестве автора избавиться разом от мира и героев, то написала бы нечто подобное и примерно так. Не в смысле логического завершения, а чтобы сразу похоронить их раз и навсегда, и чтобы фанаты больше никогда- никогда не ныли, прося добавки, и испуганно вздрагивали от одних только упоминаний знакомых и любимых некогда имен и названий.
Мне казался цикл уже вполне завершенным. Автор, изрядно помучив за тридцать лет всех героев, наконец, позволила им обрести покой и благополучие. Бедный калека Майлз, которого пытали, похищали, унижали на протяжении бог знает скольких томов, обрел семейное счастье, признание и уважение окружающих. Наградила автор за мытарства и соратника главного героя Айвена.. Тут бы и точку поставить, но нет. Вспомнила Буджолд, что двух то героев она обделила вниманием и решила воздать им напоследок по заслугам. И нет бы обойтись простым «жили они долго и счастливо». Решила она посвятить им отдельный роман. Да, да речь пойдет о Корделии, с которой собственно все и началось, и о некогда близком соратнике почившего графа Форкосигана, а ныне адмирале Джоуле.
И понеслось. В центре внимания, опять любовь. Чем еще наградить двух престарелых героев, как не обретенным счастьем и покоем? Ведь раздала же автор всем «сестрам» по серьгам, с чего этих обижать? Но все дело, как подать. А подача эта крайне странная. Половину романа занимают экскурсы в прошлое. Чем еще заниматься старикам, как не вспоминать бурную молодость? Но нет, они решили пойти дальше и вытащить на божий свет все-все скелеты из шкафов, все грязное белье из прачечной. Там, где в прошлых романах были легкие и пикантные намеки, здесь идет открытый текст с малопривлекательными подробностями. Которые , как водится ныне, подаются как торжество толерантности и свободы.
Но и это можно было бы стерпеть, если бы не практически полное отсутствие действия. Нудные и бессмысленные диалоги, экскурсы в историю, любовные грезы и сцены, настолько плохо прописанные, что вызывают здоровое отвращение. Сюжет крутится вокруг внезапно вспыхнувших чувств парочки пенсионеров, ведущей себя, как одуревшие от гормонов подростки. И если выбросить любовь-морковь, ничего не останется, о чем можно говорить. А ведь мы на новой планете, с новыми пейзажами и новыми героями. Тут бы и разгуляться фантазии. И место для любви нашлось бы и приключению. Но, нет. Автор упорно забивала гвозди в крышку гроба для всего цикла, убивая даже мой крохотный интерес плохо прописанными персонажами, откровенно глупыми сюжетными ходами и бессмысленными диалогами.
Ну, что же, так тому и быть. Как водится на похоронах, вспомним хорошее и умолчим о плохом. Покойтесь с миром, Барраярская империя и все семейство Форкосиганов с товарищами. Надеюсь, гроб этот надежный, и вы не восстанете из могилы, потому как не люблю зомби, вампиров и призраков. Аминь.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru
Впереди у нас беседы о только-только начинающихся циклах: Шон Дэнкер "Адмирал: в открытом космосе" и Йен Макдональд "Волчья Луна"