Ну я хотела изврата слегка, раз собралась читать Гамильтон… Наверное. Но не до такой степени.
На самом деле, я, как любой нормальный человек, люблю пощекотать нервы – естественно. На то и остросюжетная литература. Только для каждого остросюжетность проявляется по своему. Мне, например, страшнее всего смотреть ситкомы. Мы с любимым сидим и боимся. Страшно, даже под одеяло прячемся. Ну это, правда, и без остросюжетных поворотов… ;) А вот ужастики смотреть уже не страшно, а очень даже интересно. Кого убьют, кто выживет, и насколько долго режиссер сможет держать напряжение, не устраивая мясорубки. Кстати, ИМХО, одна из причин художественного провала вторых «Чужих против Хищника» – именно мясорубка в ущерб остросюжетности.
Все мы боимся чего-то своего, но людей, читающих фантастику, обычно проще испугать ситкомом. Буджолд меня не столько испугала, сколько вызвала отвращение своими изысками в сторону отклонений обитателей Архипелага Джексона. Полагаю, автор перебарщивает. Ну это впечатление по прочтении, если же говорить про начало… Ничто не предвещало грозы.
С первых страниц появляется Марк, брат-клон Майлза, и дальше уж речь пойдет про него. Из навыков у него умение убивать, прокачанное Галеном в прошлой книге и психологические отходняки от пыток, в том числе сексуального характера, доставшихся ему тогда же, там же и оттуда же. И тут начало попахивать хентаем. Причем не первой свежести, не первого разливу, да и вообще можно даже сказать не попахивать, а откровенно вонять. Ладно, проигнорировали – в прошлой-то книге легкий оттенок бреда сюжету не мешал.
Значицца, Марк крадет флот и летит на Архипелаг Джексона спасать клонов. Тут же в виде главной подоплеки полускрытая конкуренция с более успешным Майлзом, равно как и желание почувствовать себя героем. Конечно, клоны ведь – просто мясо для пересадки мозгов из состарившихся доноров. Т.е. клоны сами становятся донорами тел.
Из-за буквально мелочей операция срывается и убивают бросившегося на выручку дендарийцам Майлза. Собственно, все это написано в аннотации. Камеру с его возможно поддающимися восстановлению останками благополучно теряют, а потом почти всю книгу ищут. Найдут, конечно, впереди еще четыре или пять книг…
Но, пока ищут, нам устраивают психологический экскурс в личность Марка. Честно говоря, без такого удовольствия я бы вполне обошлась. Забитая, затюканная личность с хорошими генами, всю свою жизнь ощущавшая на себе как психологическое давление, так и физическое насилие не совсем вменяемого человека. Но шутка Буджолд в том, что Марк попадет в плен на Архипелаге, там его будут благополучно иметь всем местным борделем. В борделе – результаты генетических экспериментов местного правящего дома, то бишь – каждый представляет чего хочет. Или чего может. Вот чего может представить себе человек, всю жизнь читающий про другие формы жизни и глядящий ужастики? В общем, я бы предпочла такого не читать. Буджолд в смысле.
Происходить это будет в перерывах между принудительными кормлениями для придания дополнительного уродства заместителю ГГ и местных удалений кожи для пыток. И еще чего-то. Я толком не поняла. Поскольку старалась пропускать такую дрянь абзацами.
Ну что вам рассказать за Сахалин? После этого его логичней всего было бы прикончить, чтоб не мучался. Но автор нам рассказала, что подобного рода приключения помогли Марку осознать себя и прийти в гармонию со своим местом в абсолюте… Мля…
Да, пусть я буду пуританка, раз за этим, простите, г…, мимо меня практически весь сюжет промелькнул. Хотя, конечно, развязка написана на 15 из десяти, динамика зашкаливает, и все же ж ждала, пока Марк умрет. Не умер, блин!
Так что можно сказать, что и для меня эта книга послужила анализом. Есть в мире вещи, которых я предпочла бы не читать и которые мне кажутся откровенно омерзительными. Эта – вторая, после кошачьего гримуара Перумова. Но тот хоть задавал свой любимый вечный вопрос: стоит ли жизнь одного ребенка жизни тысячи детей? Я понимаю, зачем он это описывал. Буджолд же меня откровенно озадачила…
Вообще, если честно, меня тяжело напугать и смутить. Никитин, как я уже говорила, со своим пыточным эпатажем кажется мне откровенно смешным. Впрочем, я подозреваю, что он тоже неплохо веселится, предвкушая вопли критиков. :) А вот эта книга показалась мне исключительно мерзкой. Хоть и качественно склепанной, это да.
Оценки.
Попробую оценить.
1. Мир в виде Архипелага Джексона и еще одного углубленного экскурса на Барайяр не так плох. «Хроники далекого будущего», как все время обзывают Дюну, и на что она явно не тянет. Восемь за мир.
2. Читабельность на десятку, хоть, конечно, выправляется исключительно к развязке. Но вообще писать барышня умеет, я никогда этого не отрицала. Даже если она возьмется составлять телефонный справочник, у него определенно появятся шансы стать бестселлером. Не без таланта.
3. Интриге поставила бы пятнадцать, да шкала десятибалльная – так уж я себе решила. Одна из лучших интриг, которые мне доводилось наблюдать, не банальная, почти не предсказуемая, претендующая на наличие мыслей. Хотя, конечно, попытки косить по Кинга у нее явно окончились провалом. Он изысканен в раскопках нашего внутреннего мира.
4. Герой у нас фактически только один добавился, описан он неплохо, только вот верится с трудом. Как по мне, так в дурдоме ему самое место.
Еще поражают моменты взаимоотношений полов – единственная вменяемая барышня – графиня Форкосиган. Все остальные представительницы прекрасного пола для секса предпочитают карликов, только часть – худых в лице Майлза, а часть – жирных, в лице Марка. За ум, говорят. Братья, кстати, в дамском поле ума особо не ищут. Но ожидают от барышень именно такой любезности и дожидаются ведь! Вот не верю, и все. Так что плюс Марк, минус барышни – где-то на пятерку и выйдем.
5. Идея, наверное, в силе духа и генов. Мол, раз тебе с генами повезло – по любому быть тебе кумом королю и сватом министру. Я бы и не возражала. Вообще барышни к наследованию гениальности исключительно положительно относятся. Но, объективно, верится все-таки слабо.
А больше идей и не обнаружила. Разве что вечное «Бороться и искать, найти и не сдаваться», но это можно почти к любой книжке приложить, разве что кроме Дика и прочей экзистенциальной претенциозности.
6. Душевности я бы приписала отрицательное значения в силу наличия вышеописанного изврата. Но считаем до нуля, потому именно он и получится.
7. Погружение, если говорить про развязку, стопроцентное, а вот первая половина книги все же прихрамывает. Жалела, что не взяла Райс. Как позже оказалось, зря, ну да сожаление все равно имело место быть. Да еще и все те же моменты вытаскивали на поверхность – не было особого желания погружаться в подобный мир. Как будто принудительно затащили в Линию Грез (в смысле устройства, а не книги) какого-то недоумка.
Так что, чтоб не очень обидеть литературный таки талант, остановлюсь на троечке. Все не так плохо, но могло быть гораздо лучше.
Цитаты:
«Люди – единственное зеркало, в котором мы себя видим.»
«… половина того, что мы зовем безумием, просто-напросто попытка справиться с болью с помощью стратегии, которая раздражает окружающих.»
«Природа-мать взамен осмотрительности дает молодым людям романтизм. Это уловка – благодаря ей мы растем.»
Синопсис.
Потом читала Энн Райс, Интервью с вампиром. Если я скажу, что я ожидала большего, это будет явным преуменьшением. Я вообще надеялась, что мне не придется читать книг, про которые от чистого сердца и с выражением можно будет сказать: «Какая дрянь!».
2008-03-05