Вместо эпиграфа № 1. «Вас много, я одна!» (вопль глюка перед расписанием)
Вместо эпиграфа № 2. «Добрую половину из вас я знаю вдвое хуже, чем следует, а худую половину люблю вдвое меньше, чем надо бы.» (вообще-то это Бильбо о гостях, но и глюк о мероприятиях сказать может примерно то же)
Вместо эпиграфа № 3. «Совершенно нет времени.» (Сэнсей)
Открыла год (какой? Ну хотя бы по китайскому календарю) посещением Вескона. Юбилейного, 10.Вескон позиционирует себя как «конвент чистой толкинистики». Толкина я читала (обычно я в этом месте добавляю, что читать-то читала, но все равно убежденная «чернокнижница», т.е. больше люблю вариации про «темную сторону», но тут мне довелось поучаствовать в неком занятии, где надо было хорошо — ну, хотя бы условно хорошо — помнить «Черную книгу Арды». Кажется, я уже не имею права называть себя «чернокнижницей»), но даже до уровня «лоу лоу класс» явно не дотягиваю (а что же я тогда???). Впрочем, послушать все равно интересно, а концерты и мастер-классы вообще знания литературы не требуют. Так что это, кажется, уже четвертый (или пятый?) Вескон, на который я хожу (и второй, который я осилила полностью; теперь очень хорошо ощущаю, что зря, но выбрать так сложно...).
Заглавным фото пусть будет это — арфа Элизбара (см. ниже).
Традиционные фото «из жизни регистрации». Героической службы, снабдившей всех участников бейджами и расписаниями (за последнее — особенное спасибо, «переносное расписание» крайне удобно).
Теоретически говоря, отчет о каком-либо коне надо начинать с открытия. Но у Вескона такая плотная программа (см. эпиграф № 1), что даже на время открытия (и закрытия) приходятся и другие мероприятия. Поэтому вместо открытия я расскажу о мастер-классе по шнурковому кружеву (это когда сначала плетется — вяжется, на самом деле — шнур, хотя, в принципе, при наличии больших ломов, можно и готовый взять, потом выкладывается по контурам узора, потом внутри этих контуров пространство заполняется художественно переплетенными ниточками). Райна научила нас вязать шнур (очень полезное знание, жаль, я не умела в те времена, когда актуальны были фенечки из ниток...), а потом заполнять серединку кружочками. Мы пытались изготовить «сувенир» («бесполезная штучка, на которой хорошо отрабатывать приемы, а потом дарить кому-нибудь») «яблоко». Только не успели. Мы сделали собственно яблоки, а вот черешок и листик остались в качестве домашнего задания. До сих пор я подозревала, что его не сделаю, но у меня Появилась Мысль. Может, таки доделаю. Вроде, там недолго.
Ангелочек в технике шнуркового кружева (обратите внимание на крыло его — вот примерно такому мы и учились).
Райна, ведущая (умудрившаяся подойти к _каждому_ и объяснить, что и как (не)правильно получается, причем так, что даже до меня дошло... Правда, это был _первый_ день Вескона, ко второму и особенно к третьему я потупела существенно).
Участники мастер-класса.
За этим мастер-классом последовал другой — уже традиционный для Вескона, кажется, второй или даже третий год проводится — мастер-класс по горячей эмали в исполнении Варвары Ведьмы. В этот раз я решила усложнить себе задачу и вместо абстрактных пятнышек на фоне попробовать выложить цветочек (на перегородчатую эмаль я не замахивалась). Ну... Скажем так, доброжелательный наблюдатель вполне может опознать цветочек! (А вот с бисером не получилось, цвет не подошел.)
Процесс «приготовления полуфабриката». Мало насыпать нужную эмаль в нужное место (что само по себе может быть нелегко), Это Все надо еще расплавить. «Чайников» к обжигу не допустили (и правильно), так что горелкой орудовала сама мастер.
В процессе обжига обжигаемые предметы очень красиво светятся и интересно меняют цвет. Правда, это не очень получилось передать...
Затем был доклад Касавира «О внешнем облике Мелькора Первой Эпохи: Детали, тонкости перевода и взаимосвязь с хронологией «Сильмариллиона»» (на самом деле «потом», да и «параллельно» было много чего — 5-6 мероприятий, пересекающихся, накладывающихся и запутывающихся, но выбрать можно было только одно). В общем, особых неожиданностей доклад не принес: действительно, шла речь об облике Мелькора, о том, как из нескольких возможных значений слов переводчик (возможно, не знакомый с 12 — или сколько их сейчас — томами «Истории Средиземья» и с тем, что еще не опубликовано) выбирает одно, это начинает быть учтенным в исследованиях и «общих представлениях», а потом выясняются интересные подробности... Всегда преклонялась перед переводчиками: они, осознавая Это Все, все-таки берутся переводить!..
Касавир с докладом.
За докладом последовала презентация переведенной С.Таскаевой книги Толкина «Скитания Хурина» («дополненной» рассказом Кеменкири «Не раб Моргота»). Было рассказано о том, почему книгу вообще решили переводить (почему переводить и почему ее), почему дополнили вторым произведением (и почему именно им). Была высказана надежда, что дело переводов продолжится. (А книгу я пока не прочитала, и потому ничего не скажу.)
Презентация.
По закону парности случаев была и вторая презентация — книг, вышедших в издательстве «Алькор Паблишерс». Часть из презентируемого я даже читала и люблю («Последнего Кольценосца», скажем, или «Пеструю книгу Арды»), а остальные народ так хвалил (то, что я читала, он хвалил тоже, но про них я и так знала), что собираюсь почитать... Присутствовавшие авторы (Айна, Аллор, Эстель, К.Еськов и др.) рассказывали, что подвигло их написать свои произведения именно о том и именно так (кстати, у меня вопрос: да, для Дюма история — «гвоздь, на который он вешает свою картину», но теперь, в век «аэрокосмических корпораций», не серьезней — нетерпимей — ли относятся к анахронизмам? Хотя я не то чтобы много читала исторических произведений и — особенно — дискуссий по их поводу...).
Айна, Эстель, Аллор, а вот кто четвертый?..
Представитель издательства.
Аллор со своей книгой.
Айна рассказывает о своей книге...
...Эстель — о своей...
...А К.Еськов — о своей.
Далее я убежала на круглый стол «Толкин и современная фантастика». Тема обещала быть необъятной — и обещание сдержала. Речь шла не только о влиянии Толкина на современную фантастику (прямом или опосредованном), но и о проблемах психологии бессмертных (и проблеме бессмертия), о том, как изображать чуждую психологию (глюк до сих пор подозревает, что никак, потому что если даже автор умудрится изобразить _совсем_ чуждую психологию, примем это как фантастическое допущение, читатель не сумеет ее... гм, а действительно, что с ней сделать? Если понять — так тогда не такая уж она и чуждая будет... см. мою любимую цитату из «Ведьминого века»: «Природа моих сударынь непостижима. Мы можем возомнить себя на месте букашки, грызущей лист для того, чтобы утолить голод… Мы можем вообразить себе это, ибо голод не чужд и нам. Мы можем в грезах своих поставить себя на место оленя, покрывающего оленицу, ибо похоть не чужда и нам… Но никто из нас никогда не сумеет понять, что движет матерью-ведьмой.»), об изменении круга чтения современных школьников... Поговорили бы и еще о чем-нибудь, но тут кончилось отведенное под круглый стол время. Оно так всегда и в самый неподходящий момент.
К.Кинн, Айна, Лаэрвен, Аллор, К.Еськов, Ауренга (О.Онойко).
Затем был единственный в тот день концерт, на который удалось попасть. Концерт Элизбара (Alizbar) и группы «Ann'Sannat». Знаете, оказалось очень интересно. «Кельтская арфа, этнические флейты, сансула, арай-мбира, харп-гитара, виброфон, ханги, поющие чаши и другие необычные инструменты!» Не уверена, все ли перечисленные инструменты участвовали в концерте, но вот арфа (и хрустальная арфа), поющие чаши, ханги и многое другое было. Необычные инструменты порождали необычную музыку... Говорят, на ю-тьюбе есть их записи — посмотрите, может, понравится. 29.03 у группы будет концерт в Москве, и я бы даже сходила — но вот цены на билеты мне не потянуть...
Элизбар.
А.Самойлов, И.Карасева, Элизбар, А.Батурова. Позже присоединился А.Самодум.
При выключенном свете.
Группа в полном составе (с А.Самодумом).
Следующий день начался с мастер-класса по плетению из проволоки под руководством Хэлле. В прошлом году я на него не попала (зато посмотрела на дефиле костюмов, а в этот раз — ситуация обратная), так в этом... Рассчитан он был на совсем начинающих, так что на нем объяснялось, где брать проволоку и как готовить её к работе, какие инструменты потребуются, как выполнять некоторые приемы плетения, а также рассмотрена была техника безопасности. Пришла к выводу, что плетение из проволоки — это точно не мое. Во-первых, тупо не хватает силы согнуть толстую проволоку, во-вторых, боюсь процесса ее очистки... А конкретно в этом случае — еще и не хватало фантазии/вкуса/воображения, чтобы загнуть проволоку во что-нибудь хоть отдаленно художественное...
Коллективная очистка провода.
Возможно, это ведущая мастер-класса, Хэлле, но не уверена.
Дальше я попала на кусочек сборного концерта (слегка изменив привычке не ходить на _кусочек_ мероприятия, но тут я только выступление Фирнвен пропустила, зато послушала хоть сколько-то Хранителя Валтейра и Айну, чьи концерты накануне пришлось пропустить).
Лаурэлиндэ.
Хранитель Валтейра.
Айна.
Затем был мастер-класс по вологодскому кружеву в исполнении Райны(хорошо все же, что мастер-классы были в начале дня, к концу я как-то особенно тупела, а с утра еще ничего). Собравшиеся все (почти) были глубокими чайниками (ну, может, к концу мастер-класса — чуть менее глубокими), так что даже на сувенир замахиваться не стали, просто плели два элемента. Пока плетение шло на четырех коклюшках, я умудрялась не запутаться. А вот когда дело дошло до десятка... Тут я немедленно выяснила, что запутать нитку на каждом переплетении можно минимум тремя способами и что я успешно применяю все три. Правильное переплетение продвигалось с куда меньшим успехом, так что в этот раз «трофеем» оказался листок с объяснениями. Сижу и пытаюсь выучить, как выполняется сплетение (центральные коклюшки меняются местами, слева направо, левая идет поверх правой) и перевивание (меняются местами крайние коклюшки, справа налево, правую перекладывают через левую). Если мне кто-нибудь придумает мнемоническое правило про это, будет очень хорошо. Так вот, когда/если я это выучу, пойду на еще один мастер-класс, может, тогда удастся продвинуться подальше.
Над сколком (схемой для плетения). Не надо падать в обморок, нам плести по нему и не предлагали.
При наличии терпения и прямых рук можно сплести и такое... (Примечание: глюку — не в этой жизни.)
А еще нам рассказали про то, что _мастера_ могут плести на десятках и сотнях пар коклюшек. Подозреваю, что мне то приснится в кошмаре.
Затем был «вечер неакадемической толкинистики» — «битва на имхах». Ну что — из ямы моего невежества имховости тех мнений я никак не могла оценить, а своей точки зрения по поднимаемым вопросам у меня не было, и вообще, уби нил валес... Хотя послушать было интересно.
Далее Хельги Липецкий прочитал сразу три доклада: про науку нолдор (нолдор — это один из эльфийских народов; и не сомневайтесь, с наукой у них все было в порядке, использовали они и научный метод познания, и развитие технологий, а не только озарения), про понятие «Валар» («Силы Мира»... гм, это долго объяснять... по Толкину, «Явлены Бог и Валар (или власти; в английском языке именуемые богами). Последние являются, скажем так, ангелическими силами, функция которых — осуществлять делегированную власть в своих сферах (правления и руководства, но не творения, созидания или переделывания). Они «божественны», то есть изначально пришли «извне» и существовали «до» сотворения мира.» Ну так вот, в Арду пришло 15 штук их, но потом один из пришедших — как, может быть, вы уже догадались, Мелькор, был лишен этого звания. Но если следовать фэндомской традиции — Валар, скорее, народ, а не род занятий. И это неправильно) и про волколаков (которые не совсем привычные... гм... ну, вы поняли идею... волки-оборотни, а, по крайней мере, в свои лучшие годы, скорее вместилище для дУхов, подчиненных Мелькору/Саурону). Было очень интересно и познавательно...
Докладчик.
Затем народ собрался на «Вечер эльфийской песни» (и танцев, но фотографии танцев традиционно не получились).
Слушатели.
«Технические работники».
Исполнители. Если кто-то скажет, кто есть кто, буду очень признательна!..
И тем завершился второй день конвента.