Стивен Кинг. Туман
Вот вам классическая страшилка от Мастера.
Не очень полно прописанные герои, но от такого небольшого произведения и ждать не стоило. Так и оставшаяся неопределенность ― откуда все эти монстры понавылезали? — но это нисколько не мешает. Открытый финал ― что будет с героями, локальная это катастрофа или охвачен весь мир? — но так, пожалуй, даже лучше.
Зато отлично передана атмосфера ужаса, охватившая случайно собранных в одном месте людей, когда снаружи происходит нечто невообразимое. Одни совершенно теряются, другие пытаются найти выход.
Благодаря неплохой экранизации 2007 года повесть обрела второе дыхание.
Для очередного перерыва в глобальном изучении творений Кинга совершенно спонтанно выпал этот английский можно сказать классик. Видимо, в последнее время несколько раз попадался на глаза.
Джон Уиндем. День триффидов
В который раз убеждаюсь, что не стоит перечитывать книги, от которых был в восторге давным-давно, в школьные годы. Нагрузившись «серьёзной» литературой, уже невольно от любого произведения ждёшь каких-то откровений и расстраиваешься, не находя их.
«День триффидов» — замечательно продуманная идея и лихо закрученный сюжет. Но герои совсем плоские, шаблонные. Ни один не возник перед глазами живьём, не вызвал каких-то чувств. Они идут себе по страницам, выполняя одно очевидное действие за другим, пользуясь периодически выкатывающимися из кустов роялями и говоря стандартные речи.
А просто сюжета мне для удовольствия давно мало. Нет, роман, несомненно, выдающийся и заслуживает высокой оценки. Обязателен к прочтению для всех любителей фантастики. Но я разочарован — в памяти было «WAW!», а оказалось...
Джон Уиндем. Кракен пробуждается
Полный провал. Давненько не доводилось встречать такого количества штампов в одном произведении.
Особенно ужасна жена главного героя — абсолютно неправдоподобное существо. В нужные моменты «прелесть, какая дурочка», а когда надо — «ах, какая умница». Совершенно непредсказуемо то начинает плакать навзрыд, то цитировать поэтов и философов, то класть кирпичную кладку, то обольщать очередного «нужного человека». Это вообще самое отвратное — при англо-пуританском описании происходящего — не дай бог, обнажите руку выше запястья! — все обрабатываемые персонажи мгновенно истекают слюной, как похотливые кобели, выкладывают любые секреты при одном только намёке на какую-то мифическую благосклонность этой особы и бросают все дела ради приглашения в кафе.
Правительство — трусливые идиоты, армия — дуболомы и ястребы, «наши» журналисты — кристально благородные супергерои, «не наши» журналисты — лживые продажные твари, ученые — закоснелые старцы в тогах, обыватели — стадо баранов, тупо бегущее, куда скажут...
Сюжет многократно пересекается с «Войной миров». Лучше её и перечитать, как мне кажется.
Джон Уиндем. Куколки
Странно, почему этот роман менее популярен, чем «День триффидов» — ведь он гораздо интереснее, по крайней мере, для меня.
Земля спустя много веков после глобальной ядерной войны. Выжившие, скатившись в раннее средневековье, построили зачатки государства на основе религиозного фанатизма. Любые отклонения от Нормы, заданной Господом, жестоко караются. Урожай «неправильных» форм сжигается, животных убивают, людей ссылают в Окраины. Таким образом население борется с мутациями, пытаясь поддержать Чистоту. У главного героя никаких видимых отклонений нет, но он телепат. И есть еще несколько таких же.
В «Куколках» автору удалось достаточно полно описать персонажей. Они ожили, в отличии от «картонок» тех же «Триффидов». И Дэвид, и его отец, и дядя Аксель, и Софи, и Розалинда, и маленькая Петра прямо встают перед глазами в своей нелегкой жизни.
Что делать «не такому» в мире, люто ненавидящем отступления от раз навсегда заданного канона? Скрываться или погибнуть? Уиндем снова нарисовал модель общества, построенном на обломках старого мира. На мой взгляд, в этой книге получилось лучше.