Танк был подготовлен к серийному производству как раз к моему поступлению на работу в УралВагонЗавод- май 1974 года.
Когда были на преддипломной практике в сентябре- октябре 1973 года с конвейера сходили танки Т-62 и мимо нашего КБ шли в сдаточный цех.
В мае 1974 мимо уже проезжали новенькие Т-72 опытно-промышленной партии. Поэтому во время обкатки на полигоне на месте командира танка должен был находится инженер-механик для наблюдения за приборами.
Когда в 1975 году конвейер вышел на проектную мощность, завод перешел на "военный" график-12 часовая рабочая смена.
Рабочие зарабатывали до 600 рублей в месяц, ну а конструктора до 300 руб. Продажа водки в районе УВЗ была запрещена.
При уволильнении в августе 1977, мне эти годы зачли, как службу в армии. Больше военкомат не беспокоил.
Вернувшись в Челябинск устроился на танковое производство ЧТЗ, где начал заниматься подготовкой серийного производства танка Т-72А. К производству танка ЧТЗ приступил в 1980 году, а я начал заниматься установкой Х-образного двигателя типа 2В на шасси Т-72А. Был изготовлен опытный образец танка.
Такой двигатель сейчас стоит на платформе "Армата".
Затем года с 1983 занимался эскизными и техническими проектами БМПТ на шасси танка Т-72.
В 1987 году было принято решение по изготовлению трех опытных образцов БМПТ в двух вариантах А и Б.
БМПТ-781 вариант А на Чебаркульском полигоне
До 1991 года велись их испытания и доработки и было принято решение проектировать БМПТ-782 на шасси танка Т-90.
В 1988 году принимал участие в разработке "Танка высшей защиты" на шасси Т-72 для разведки в районе атомных аварий.
Получалось что-то подобное "Мальчику" из СБТ Стругацких, который направил меня в эту специальность. Планировался даже манипулятор для сбора образцов. Сделали только эскизный проект.
Но в 1992 году на ЧТЗ прекратили серийное производство Т-72Б и сняли государственное финансирование.
Танк Т-72 БЗ на танковом биатлоне.
Дальнейшие работы по БМПТ завод вел за счет своих резервов.
После Первой Чеченской войны наше КБ вышло с предложением производить упрощенный вариант машины и был собран опытный образец- изделие Т-787.
Объект Т-787 на Кубинке
В 1997 году по указанию правительства На ЧТЗ было прекращено военное производство и опытные изделия были переданы на УВЗ и в Кубинский музей.
В 21 веке на УВЗ при использовании наработок нашего КБ был создан "Терминатор"
Таким образом я прошел 24-летний трудовой путь рядом с танком Т-72.
Этот танк производился по лицензии в Индии, Чехословакии, Польше и Сербии до 2005 года.
Всего изготовлено около 30000 экземпляров.
Работая в ЮУрГУ несколько раз выступал перед студентами с лекцией о Т-72 и БМПТ