Балада про мальви.
Заснули мальви біля хати,
Їх місяць вийшов колихати.
І тільки мати не засне,
Мати не засне, —
Жде вона мене.
І тільки мати не засне,
Мати не засне, —
Жде вона мене.
О, мамо рідна, ти мене не жди,
Мені в наш дім ніколи не прийти.
З мойого серця мальва проросла
І кров’ю зацвіла.
Не плач же, мамо, ти ж бо не одна,
Багато мальв насіяла війна.
Вони шепочуть для тебе восени:
— Засни, засни, засни, засни.
У матерів є любі діти,
А у моєї — тільки квіти.
Самотні мальви під вікном,
Мальви під вікном
Заснули вже давно.
Самотні мальви під вікном,
Мальви під вікном
Заснули вже давно.
Як зійде сонце — вийди на поріг,
І люди вклоняться тобі до ніг.
Пройдися полем — мальви буйних лук
Торкнуться твоїх рук.
Життя — як пісня, що не віддзвенить.
Я в мальвах знов для тебе буду жить.
Якщо ж я ласку не встигла принести —
Прости, прости, прости, прости.
Владимир Ивасюк — Богдан Гура, пер. Елена Люзняк
Заснули мальвы возле дома
И месяц их качает сонно…
И только мать не знает сна,
Мать не знает сна –
Ждёт меня она.
Ой, мама, мама, ты ж меня не жди,
Мне в дом родимый больше не прийти –
Весной из сердца мальва проросла,
И кровью зацвела.
Не плачь, родная, ты же не одна –
Так много мальв насеяла война....
Они тебе под осень шепчут сны.
Засни, засни, засни, засни...
Для матерей их дети – радость.
Моей – одни цветы остались:
Одни лишь мальвы под окном.
Мальвы под окном
Спят уже давно…
Как встанет солнце – выйди на порог,
И мир тебе поклонится до ног.
Пройдись по полю – мальвы буйный луг
Коснется твоих рук.
Жизнь — словно песня, что не прозвенит…
Но для тебя я в мальвах буду жить.
Если ж я ласку не успела принести –
Прости, прости, прости, прости….
Образ матери Владимир Ивасюк создал в песнях «Отлетали журавли» и «Балладе о мальвах» — настоящей жемчужине украинской современной музыки. Мать ждет-не дождется дочь с войны. А дочь — вот она, под окном расцвела мальвой. Мать, которой люди кланяются к ногам за ее подвиг, которая никогда не перестанет ждать… Было что-то в этой песне трагически пророческое. Каждый звук, каждый интонационный поворот имел смысловую нагрузку, раскрывал тему вечности жизни, перехода одной его формы в другую, вечности материнской любви. И Владимир назвал сначала «Баллада о матери». Как сознавался со временем в письме к своему соавтору Гуре, очень долго эту песню держал, берег.
«Баллада о мальвах» и сегодня остается одной из любимейших песен Ивасюка — и среди исполнителей, которых привлекают заложенные в песне возможности для самовыражения духовного и голосового, и среди почитателей творчества композитора — вот этим гармоническим объединением музыки и текста, музыкально-поэтическим образом, который создает песня. А еще тем, что в образе матери так отражается судьба матери и сына Ивасюков. София Ивановна не смирилась со смертью Владимира и всегда ждала его возвращения.