В данной статье хотелось бы осветить два, казалось бы, вовсе разных, но с другой стороны многим схожим произведения. Считал и считаю, что последовательность чтения всех книг не может быть случайна, а подвержена некоторой определённости. И нет ничего удивительного, что после Альбера Камю «Падение» была прочитана книга Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом».
Альбер Камю «Падение»:
Книга о падении? Извольте, неужто Вы думаете, что если произведение названо так, то и будет оно таким и о таком? Нет, увы. Это книга если и о грани падения, то падении снизу вверх и во все стороны сразу.
Книга о возвышении тогда? И снова нет. Какое может быть возвышение, если с самого начала автор явит читательскому глазу упадочность и безразмерную тоску героя?
Книга о морали и социальных ценностях? Немного ближе. Произведение социально, но во многом здесь развенчиваются многие ценности общества «как есть». Погоня за деньгами, славой, благополучием, «туманным» изобилием, которое и изобилием не является – здесь всё высмеивается тонко и двусмысленно. Извольте почитать, намекает автор, и вникнуть в желании увидеть.
Книга о человеческой неопределённости? Почти то самое. «Падение» в первую и в последнюю очередь о душе человека, о мятежности сердца, разума, поступков, которые могут привести ко всему и плохому, и хорошему. В чём этому можно убедиться? В структуре текста. Произведение идёт в форме монолога одного человека – и только. Нет диалогов, размашистых логических связей, лишь сумбурные связки мыслей, резкие скачки от одних слов к другим, жесткие смены настроения и чувств. Многими нюансами произведение кажется эгоистичной исповедью филантропа-маргинала, если, конечно, смотреть поверхностно: односторонний взгляд на мироощущение, полное неприятие других героев, излишняя централизация своих бед и лишений, которая мастерски завуалирована вкраплениями мелких побед и возвышений. С другой стороны, в произведении имеет место путь от всего ко всему, что может статься с человеком, который в жажде безмерного любопытства берётся за всё, не шибко умело распределяя свои силы и возможности. Приходится навёрстывать, набирать умений, знаний, добиваться грандиозных успехов — и лишь для того, чтобы слететь с Олимпа и упасть и опять же осознать, что где-то ты просчитался. Где-то не добрал, что-то недоучил, недопонял. А во многом цена этому — разрушение всех основ и переход в иное качество. Жаль, что не всегда в качественно лучшее состояние. То мы и видим на примере главного героя, который не только успешно сошёл с ума в своей миссии «несения себя самого», но и полностью потерялся в поисках способов возвышения и падения. Нередко он в этих самых поисках путается, что считать падением, а что – возвышением.
Это произведение Камю очень специфично, брутально и дерзко. Если вы ценитель неспешных и широких – хоть и противоречащих друг другу размышлений, — то «Падение» придётся Вам очень кстати. 10/10
Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом»:
Этот роман циничен, полон сарказма и неуёмного, бурного темперамента.
Положительного темперамента и хороших эмоций? Нет. И пусть покажется в очень малом начале чтения, что книга смешна и забавна – а так будет казаться почти до самого конца, — не стоит забывать, что это умелый авторский ход, который используется чётко, смело и добивается своего. Добивается полного погружения. А потом крепкий авторский стиль начинает мерно выколачивать из тебя спесь и своей простой, но жестокой философией сравнивать с землёй эгоизм и мысль «хорошо, что не у меня так».
Естественно, главный персонаж на протяжении всей истории – это бабушка Саши. Если честно, я всё что угодно представлял, какими могут быть пожилые люди в своей жизни, но такого разгула стереотипов, искривлённого поведения и колодец ложного Величия не видел ни в одной книге, ни в одном фильме, а в жизни и даже подумать не мог. Если Вы хотите полностью и безмерно быть в ошарашенности от того, как может вести себя человек – читайте смело. Вы получите полный спектр «услуг», начиная от очень жёстких перебранок, продолжая способом воспитания и заканчивая манерой (весьма эффективной, кстати) манипуляции в огромных, я бы сказал, «производственных» масштабах. Да, я понимаю, что это есть гротеск и таких людей по пальцам одной руки пересчитать, но невольно можно ужаснуться тому, что до какой жизни может довести собственное бессилие и желание победить своей слабостью способом унижения других. Жалости при прочтении ни к кому не было. Ведь почти все, как оказалось, были довольны своей нелёгкой жизнь: и Саша, и бабушка, и дедушка, отчасти даже мама малыша, — ведь иного они и не знали, слово «нормальность» полностью выпала из обихода, остались только бесконечные ужасы, переживания, излишества и недостатки, ставшие обиходными и вполне закономерными. А когда это становится закономерностью, то никакое другое поведение, никакая другая жизнь не может казаться лучше и иной. Это видно на примере мыслей Саши, которые метаются от одного к другому, от жизни с бабушкой и жизни с матерью. В таких моментах ребёнок, увы, ничего решить не может, и ситуацию брать нужно и необходимо в свои руки. А почему случилось так, что малыша воспитывала бабушка, а не мама, почему получилось так, что малыш жил в условиях оторванности от счастливой жизни – это Вы можете прочитать сами. Не хочется портить ощущения. А они сильны. 9/10
Итог: Почему я свожу вместе эти произведения? Как было видно, они говорят о двусмысленности: правдивой и ложной, правдивой с одной стороны и правдивой с другой и даже ложной с двух сторон. И эти грани, эти резкости настолько усугубляют понимание человеком мира, что может статься так, что человек будет или потерян в падении, или же крепко и надолго похоронен за «плинтусом» не его, а чужих страстей.
Остаётся лишь пожелать приятного чтения и того, чтобы вы, читатели, не терялись ни в каких ситуациях.