Ты имеешь привычку жить на иждивении общества, но это неудачная привычка!
Интерес к фильму вызвали фамилии. Режиссера ― Михаил Калатозов, композитора ― Дмитрий Шостакович, и, конечно, исполнителей ― а там и Ефремов, и Санаев, и Доронина, и Дорошина, и Извицкая, и Леждей! И, несмотря на, казалось бы, ура-патриотический сюжет фильм очень хорош.
Итак, отряд комсомольцев по путевкам приезжает куда-то в казахскую степь «поднимать целину». Там их, как положено, ждут трудности, победы и поражения, и первая любовь.
А я живу здесь пятьдесят лет и не знал, что каждый день преодолеваю трудности.
Практически у всех молодых актеров, будущих звезд советского экрана это одна из первых ролей. Можно сказать, Калатозов своей «путевкой на целину» дал им путевку в кино. А замечательные наши почти однофамилицы ― Татьяна Доронина и Нина Дорошина единственный раз снялись вместе, и даже спели хором зажигательные возмущенные частушки, когда их отправляют поварихами в бригады.
Жизнь дала трещину.
Фильм совсем нехарактерен для такой темы. У Калатозова получился не своеобычный лубок «про целину», а вполне серьезный рассказ про разные характеры, разные цели, разные эмоции. А уж то, что в итоге колхоз занимает лишь пятое место в республиканском соревновании ― вообще из ряда вон. В каком еще советском фильме про соцсоревнование колхозов герои не возьмут главный приз?
Чего желаю, я сам не знаю ― разлагаться не хочу!
Конечно, сейчас не всем будет интересно смотреть на то, как на фоне громких лозунгов, тракторного тарахтенья и кочевой жизни в палатках развиваются отношения героев ― но я немного вспомню фильмов того времени где, например, хорошенькая и «вся положительная» девушка влюбляется в мерзавца и пьяницу и самозабвенно бросается на его защиту от «положительных» товарищей. Ну, и все же это Калатозов ― и «Первый эшелон» снят в аккурат между «Верными друзьями» и «Летят журавли».