Я очень хотела почитать эту трилогию. Так, что даже собиралась распечатывать. Но, к счастью, нашла в интернет-магазине. Шоу вообще очень идейный и читабельный товарищ, а в этой книге еще и переплетаются мои любимые моменты: социальный и миротворческий.
Начнем с мира. Это две планеты, соединенный одной атмосферой – Мир и Верхний Мир. ГГ и иже с ним живут, понятно, на Мире, пока на ём не начинается апокалипсис. Вот такая вот заморочка. Нынешние авторы, однако, на подобное не размахиваются.
В первой книге даже непонятно, являются ли герои людьми – вроде бы да, но на руках у них по шесть (на каждой, понятно) пальцев. Может, не люди? Но в остальном – вроде бы да. Ездят на непонятных животных, именуемых синерогами, одежду определенно носят, железа не знают, а все поделки, требующие быть изготовленными из металла, делают из загадочного дерева бракки. Эта самая брака дает еще и кристаллы, которые взрываются вроде от смешивания, потому их в пушках используют, ну и везде, где необходимо очень быстрое сгорание. Сама бракка кристаллы использует для выброса пыльцы (или другой размножательной хрени – может, семян. Я толком не поняла) на максимально отдаленное расстояние. Они (кристаллы) хранятся где-то рядом с корнями и перед выбросом смешиваются. Что-то в этом роде.
Люди, понятно, юзают сей природный ноу-хау по полной, не задумываясь о последствиях – вона вам и экология, куда же ж без нее. Но у бракки есть такой себе нехреновый защитник с названием птерта – плавающие шары разного цвету и размеру. Правда, о том, что они бывают разные, мы узнаем исключительно к концу книги, когда осознаем масштабность экологической катастрофы – это ведь именно она привела к апокалипсису, как же иначе? Так вот, как только кто-то начинает представлять угрозу для бракки, как для вида, птерта перестраивается задля уничтожения этой самой угрозы. Не в смысле строя перестраивается, а в смысле метаболизму – темнеет, вроде увеличивается и жуткий страшный яд вырабатывает, который внутри этого надувного шарика в виде газа или воздуха с отравой и существует. Как только птерта приближается к угрозе – в данном случае – к человеку, она лопается, и человек умирает от болезни, называемой птертозом. И каждый новый вид птерты страшнее предыдущего. Если глобальная угроза для бракки отсутствует, птерта может убивать отдельных индивидуумов, а может и не убивать. А если угроза совсем уже угрожающая, то валит всех наповал в считанные минуты, причем каким-то образом делая птертоз заразным.
Вот такая экологическая байка. Наступает апокалипсис. Потому что нехорошее недальновидное правительство уничтожает естественную среду. Из сего наука: и для нас недальновидное обращение с природными ресурсами может плохо кончиться.
И тут, конечно же, находится выход в виде Верхнего мира. ГГ – капитан первого воздушного корабля, проводит испытательный полет, опосля чего половина Мира благополучно переселяется на Верхний Мир. Все это сопровождается борьбой ГГ супротив обстоятельств рождения – то бишь принадлежности к касте, черты которой ему несвойственны, – и постоянной конфронтацией с власть предержащими. Особенно хорошо описаны стычки, которые типа драки, куда он имеет привычку ввязываться. Это странно, я обычно не люблю подобные сцены, но Шоу – мастер экшна. Иногда даже жаль, что он рефлексирует, брезгуя тупыми боями.
Есть несколько шибко радующих моментов. Один из них в описании полета на воздушном шаре. Все, как положено: шар, гондола, несколько человек, горелка, балласт, еда, вода. Вроде все. Между мирами, понятно, народ начал мерзнуть. Поскольку ученые этого предусмотреть не могли, одежки не взяли. Страниц пять я ругалась на бестолкового автора, который балласт в виде песка насыпал в мешки, а герои у него при этом мерзнут. Ружье, однако, поломанатое. Оказалось, что вовсе даже и нет. Сошили дополнительную одежку из мешков, хорошее ружье. Выстрелило относительно вовремя. Непонятно только, куда делся песок, учитывая, что корабль практически в невесомости находился. Ну, будем думать, что автор не счел необходимым утруждать себя деталями.
Еще одна вещь поразила воображение:
«Палатка освещалась единственным военно-полевым фонариком самозаправляющегося типа: на его свет “топливо” — масляные жуки — прилетает само.»
Оно, конечно, садизм, но сильно хочу такой фонарик. Какова идея, а?
Оценки:
1. Мир хороший, почти десятка. Десять с минусом, скажем так. Есть и поинтереснее. Все-таки Шоу предпочитает ограничиваться очень небольшими произведениями, потому раскрыть всю красоту и возможности мира не успевает.
2. Читабельность – девять. Пару раз отвлекалась, но сильно уж была озабочена маячащей впереди суммой отпускных, которая мне светит. И от обдумывания этого вопрос отвлечь меня было очень тяжело – хоть книжкой, хоть чем угодно.
3. У героев психология хорошо, а вот все остальное – так себе. Возможно, яркости портретам недостает. Но где-то на шесть потянут.
4. Идея экологична, так что уже за это – десять. Правда, общих поучений по типу «мораль сей басни такова» сильно недостает. Приходится самому раздумывать, в чем же мораль. Но катастрофа получилась достаточно доходчивая, так что не слишком приторможенный читатель параллель проведет запросто.
5. Душевность присутствует, но в небольших объемах и с недостаточной аргументацией, основанная на идее. Разве что в серединке появился славный зверек, который издох, не успев пройтись по сцене. Если бы эта ветка была чуть более развита, то это могло бы послужить душевности произведения. А так – пять, а то и четыре, и то за драки и якобы имеющие место быть романтические отношения.
Синопсис:
Дальше — Деревянные Космолеты — его же. Это если Кинга не домучаю.
2007-08-23