Как и все прочитанные мной до этого момента книги автора, принадлежащие к барраярскому циклу, эта отличается органичной динамикой, хорошим языком и добротным стилем. Мы с любимым вообще скупили весь цикл, основываясь исключительно на прослушанной мной в МДСе «Плетельщице снов». И я пока что ни разу об этом не пожалела.
Хотя, конечно, есть ньюансы – именно в силу своей добротности, ИМХО, работы Буджолд тяжело назвать гениальными. Нет Лермонтовского «Из пламя и света рожденное слово» и еще чего-то такого, что поражает до глубины души и остается с тобой на долгие годы. Но, если вдруг теряешь интерес к чтению в целом и фантастике в частности, надо взять книжку Буджолд и начать читать – вера в литературу будет возвращаться с каждым прочитанным словом.
И эта книга не из худших. Она состоит из трех небольших частей, по типу новелл, каждая из которых открывает нам какой-то этап жизни Майлза. Новеллы очень разносторонние, потому ощущения «déjà vu» не возникает, а ведь очень многие сериалы этим грешат.
Первая новелла – такая себе пастораль, чуточку разбавленная рефлексией ГГ. Очень живые описания и яркие характеры, чудное внимание к деталям. Хотя, конечно, я не очень верю в то, что «Все животные равны», склоняясь все-таки к тому, что «… некоторые животные равнее». Потому у меня лично возникает некоторое неприятие стремление Майлза обязательно помочь бедным-разнесчастным-сирым-убогим крепостным, поскольку подозреваю бесполезность этого порыва. И пусть был «Пигмалион» Шоу, и прочие рассуждения о равенстве и братстве, но детство, прожитое в рабочем районе, от мечт о подобной утопии освобождает. :)
Впрочем, это, наверное, единственное нарекание, вызванное у меня книгой. Тем более, что американцы не очень-то разбираются в социальных слоях, думается мне. У них если бедные, то приезжие. А белые и местные все равны. Возможно, именно по этой причине у нас с ними разные представления о равенстве.
Вторая новелла – просто чудо. Имеет место быть частичный ужастик с последующим эротическим разрешением вопроса. Короче, с подачи коварного злого ученого Майлз искал монстра, пытался сначала этого мумзика выкрасть, а потом был вынужден скрываться от него в подвале. Монстр в результате оказывается вполне даже хорошим, милым, добрым и умным, к тому же дамского полу и обиженный всеми, кем только можно. А клыки – это исключительно экзотика, потому имеет место быть секс к обоюдному удовольствию сторон. И что-то в этом есть. Как в хорошем хентай. Акцентирую: в хорошем, а не в сериальной бредятине. Потом было испытание на верность; подлость, сделанная совместному врагу и хэпии-энд с наманикюренными когтями главного монстра. Вполне гламурно. Но поиски ужастика в подвале и последующие попытки придти к взаимопониманию – это все-таки наиболее рулящий момент, должна признать.
Ну и качество улучшается по возрастающей – в третьей новелле делается упор на социальный аспект: Майлз (как мы позже узнаем, нарочно) попадает в цетагандийскую тюрьму, в которой четко блюдется буква какой-то межпланетной конвенции, но в корне нарушается ее дух, в результате чего мы имеем туеву хучу заключенных, весьма близких к сумасшествию, либо уже перешагнувших этот рубеж. Последнее странно, если учитывать, что заключенные – все военные, т.е. люди, не склонные рефлексировать – а ведь именно эта особенность приводит индивидуума в зону риска. В общем, ГГ всех бегом организовывает и с минимальными потерями из кучи полусумасшедших заключенных создает (в результате) армию. Как всегда, Буджолд подчеркивает, что внутренний мир и личность важнее иллюзорной значительности внешнего вида. Что ж, я ей верю. В конце концов, был ведь Суворов, который Александр, и иже с ним.
Итоги:
В общем, можно резюмировать, что впечатление книга создает приятное, но абстрактное мышление задействует слабо и к глубинам как души, так и интеллекта, не взывает.
Оценки:
1. Мир на уровне, классическая звездная опера, хорошо проработанная – на семерку в целом.
2. Читабельность – девять. Хотелось бы, конечно, поставить десятку, но знаю я пару авторов, которые пишут лучше, потому десятка была бы не совсем справедливой.
3. Герои многоплановые, интересные. Монстрик дамского полу – особенно. Но пастораль хоть и интересна, но скучна идейно, потому – восемь.
4. Идея, как и мир, у Буджолд не меняется. Или, может, я недопонимаю, или еще до изменений не дочитала. О том, что нет предела совершенству и сила в нас самих бесконечна, думается мне. Это правда, это я с ней согласна. Не можем мы ждать милостей от природы. ;)
5. Душевность была бы близка к идеалу, если бы я могла ее оценить, вот в «Осколках чести», где речь идет о матери Майлза, я понимаю где душевно, поскольку идейно близка ГГ, а Майлза мне прочувствовать сложнее, и оценить, соответственно, тоже. Потому пять за душевность, и то за близкие мне социальные моменты в последней новелле.
Синопсис:
Дальше либо Кинг, как и обещала, если осилю этот жуткий перевод, либо Боб Шоу «Астронавты в лохмотьях». Классный дядька, оригинальный.
2007-08-21