Польша, 1962, 97 мин.
Реж. Войцех Хас
В ролях Барбара Крафтувна, Збигнев Цыбульски, Артур Млодницки, Веньчислав Глиньски, Веслав Голас, Веслава Квасьневска, Здислав Маклакевич, Тадеуш Калиновски
Драма
Оценка 7,4 (303) Моя оценка 7,5 (очень хорошо)
Иллюстрированный обзор можно посмотреть здесь
Ведущая кулинарного шоу на польском радио летит в Париж. Фелиция – красивая женщина и отличная актриса, которая после войны была отлучена от любимой профессии. Сидя в самолете, она вспоминает эпизоды своей жизни.
Как она играла в театре до войны. Была Офелией. Как во время оккупации работала в кафе и прятала «Гамлета» Виктора Равича, который на самом деле самовлюбле6нная мразь, но в силу обстоятельств считается героем войны. Он поссорился в кафе с актером-фольксдойче, а вскоре того застрелили подпольщики. Немцы заподозрили в убийстве Виктора.
Как только пришли советские войска, герой вылез из-под юбки и сбежал от женщины, прятавшей его пять лет.
Героиню «денацизировали» – так как она работала в кафе – и запретили выступать в театре. Один преданный друг помог ей устроиться на радио.
Хорошая драма о войне и любви, храбрости и предательстве с отличным актерским составом. Роль Барбары Крафтувны считается одной из лучших женских ролей польского кинематографа.
Редкая возможность увидеть всеобщего любимца Збигнева Цибульского (в фирменных темных очках) в отрицательной роли (хотя, он, скорее, никакой – просто алкаш, которого по ошибке записали в герои).
Ведущие актеры (трое или четверо) играли в картине Вайды «Пепел и Алмаз», сделавшей Цибульского суперзвездой.
Авторы не расставляют акценты, они просто рассказывают историю, дают героине шанс на счастье и на нахождение ответа на заглавный вопрос.
Режиссура. Фильм снял один из наиболее оригинальных режиссеров польского кино Войцех Хас («Петля», «Прощание», «Рукопись, найденная в Сарагосе», «Санаторий под клепсидрой»). Здесь нет крышесносящего сюрреализма «Санатория» или усложненного сюжета «Рукописи», но все сделано изящно, красиво и мягко.