НАКУКОВАЛИ.
Мифические женщины-птицы синтезировали культуру
Если бы существовала биологическая систематика мифических существ, тогда пернатые полуженщины с возвышенными замашками и сладкоголосые обитательницы моря оказались родственницами — представьте, как хладнокровная сирена вышла из воды и стала птицей сирин!
В сообществе world_jewellery, посвящённом ювелирному делу, объясняют, что общего у этих странных существ, и почему именно им была доверена женская красота.
В музее Метрополитен хранится эта серьга IV века до н.э. Названа фигурка сиреной, вид у нее прямо скажем, птичий, а не рыбий.
Возможно, здесь же и зарыт ответ на важный вопрос русской литературы — почему же все-таки русалка у Пушкина сидела на ветвях?
Все помнят, что сирены в древнегреческой мифологии были поющими русалками.
Отцом им приходился был морской бог Форкий, а матерью — одна муз: Мельпомена, Терпсихора или Каллиопа.
Отсюда их способности к пению. Сирены были спутницами Персефоны после того, как её похитили, Деметра сделала сирен крылатыми, чтобы они искали Персефону.
Есть и другие легенды.
Как бы то и было, но в древнегреческой мифологии их изображали двояко — и с рыбьим хвостом, и с птичьим телом и куриными ногами.
Еще сирен представляли сидящими на восьми небесных сферах мирового веретена богини Анаке, создавая своим пением величавую гармонию космоса.
Например, вавилонский рельеф из Британского музея, который называется «Царица ночи» (Burney Relief). Однако до сих пор так и не решили, какая из богинь на нем изображена. Барельефу 4 тысячи лет (19-18 в.в до н.э.). Грозная богиня предстает здесь в образе совы попирающей двух львов. Возможно это вавилонская богиня любви и войны Иштар. Но среди версий также демоница Лилит, ханаанейская Анат, шумерская Инанна или Эрешкигаль (сестра Инанны, царица подземного мира).
Из культа в культуру.
Или древнерусский колт с Сиринами из музея Метрополитен. Когда Киевская Русь — мощное государство к северу от Византии (так написано в описании колта на сайте музея Метрополитен) приняла христианство в 988 году в качестве официальной религии, аристократия переняла костюм и манеры византийского двора.
Местные мастера стали производить свои версии константинопольской моды. Этот золотой колт с перегородчатой эмалью сделан киевским мастером, но в византийской традиции. Височные украшения-подвески носили по обеим сторонам лица и женщины и мужчины Руси. Украшения, подобные этому, были зачастую захоронены владельцами во время нашествия татаро-монгольской армии Батыя, когда в 1240 году Киев был разграблен.
В Древней Руси, как и у других народов, к русалкам относились как к существам подземного, потустороннего мира.
Считалось, что русалки выходят из воды на Троицу и до Петрова дня бродят среди людей.
С ними были связаны полуязычекские праздники русалии, и о них напоминают другие древнерусские украшения — широкие серебряные двустворчатые браслеты, на которых размещались русальные сцены. Их также часто нахрдят в кладах 11-12 в.в.
Родственницы ли Сирин, Алконост и дугие?
Сирин — сказочная красивая полуженщина-полуптица. Жила в индийских землях возле Эдема или где-то возле Ефрата.
Изображалась с венками и нимбами. Символизировала вечную радость и счастье небесное. Люди верили, что их трудно увидеть и поймать, как и человеческое счастье.
В греческих мифах сирены — существа потустороннего мира, опасные для смертных, люди, которые следовали за ними, умирали. Отогнать их можно было стрельбой из пушек и колокольным звоном, боятся они также звуков медных инструментов.
Но в древнерусской христианской традиции они более добрые, живут в райском саду и радуют праведников своим сладкоголосым пением.
Однако, возможно, что легенды о Сирин попали на Русь с персидскими купцами в 8-9 веках (хотя и логично было бы предположить, что из тех краев прилетела птица Гамаюн, от персидской Хумайи).
В Херсонесе и Киеве их изображения часто встречаются на керамике, золотых подвесках и даже в евангельских книгах 10-12 в.в.
Поморы изображают Сирин в качестве иллюстрации к книге Бытия в качестве птиц, сидящих в раю на деревьях, часто на яблонях.
Иногда из считают метафорой действия, которое оказывает слово божие на человеческую душу.
Может быть представления о греко-византийской Сирин и персидской птице Гамаюн (Хамаюн) смешивались.
Сирин эквивалент польских Wila.
В русском фольклоре Сирин иногда путают с преподобным Ефремом Сириным.
В отличие от древнерусских птиц — сиринов, гамаюнов, алконостов, их западные аналоги — горгульи, гарпии и прочие фурии, прямо скажем, не такие милые и пушистые.
К примеру, гарпии в переводе — похитительницы (от греческого «хватать»), — похищали детей, человеческие души и еду, происхождение относится к архаическим божествам: у греков это дочери морского бога Тавманта и океаниды Электры (или Озомены).
Гарпии сторожат Тартар и яблоки (тождественны с Гесперидами), а последнее упоминание древними греками повествует о том, что они скрылись на горе Дикте на Крите.
О полуженщинах-птицах бытует очень много легенд и мифов и, вероятно, из различных сочетаний и представлений и сложились такие похожие и такие разные представления о них.
http://www.livejournal.com/magazine/...