Захотелось отдохнуть от космоса, звездолетов и галактического масштаба. Но, чтобы далеко не уходить, выбрала автора, который мелькает в НФ — Дэниела Абрахама. Хорошо, что перед прочтением отзывы я не читаю, чтобы иметь о книге свое собственное, без чужого влияния, мнение. Иначе бы читать не стала и лишилась нескольких приятных вечеров.
Роман, сразу скажу, не для всех. От того так много негативных отзывов и разочарования. Тем более, обманывает и аннотация, и иллюстрация, и даже попытки втиснуть этот роман в рамки какого-либо классификатора. Несмотря на то, что написан роман мужчиной, более он должен понравиться женщинам, поскольку о любви, верности и изменах в нем 99 проц и лишь малюсенький 1 проц оставлен магии, а без меча обошлись совершенно. Поэтому с учетом сказанного: Дэниел Абрахам «Тень среди лета»:
Этому роману явно не повезло. Не повезло уже потому, что он не укладывается в устоявшиеся представления читателя о том, каким должно быть фэнтези. Потому всегда будут те, чьи ожидания были обмануты яркой обложкой или завлекательной аннотацией.
В этом романе нет никакой эпичности — долгих странствий, кровавых сражений, охватывающих страны и народы, нет могучих правителей и общемировых угроз. В нет ничего героического: никто не будет махать мечами или кидаться магическими заклинаниями, приносить жертвы на алтарь победы над Злом, сражаться с чудовищами и спасать мир от очередного Темного Властелина или свихнувшихся богов. В нем даже волшебство какое-то обыденное.
Даже мир, в который мы попадаем, носит вполне узнаваемые земные приметы: деталька от Ближнего Востока, кусочек из Дальнего, штрих из картин Средневековой Европы. И вот перед вами город Сарайкет — один из многих в лоскутном одеяле страны Хайем, которую защищают древние традиции и магия. И это не та магия, когда аскетичный старец произносит загробным голосом какие-то непонятные слова. Не та, когда размахивают посохами, крутят волшебные кольца или глотают густо замешанные зелья. Даже тут присутствуют какая-то приземленность, поскольку магию творит некая абстракция, идея, пойманная в телесное рабство с помощью хитроумной ловушки, и решает эта сущность прозаичные вопросы торговой конкуренции и экономического роста.
И еще одно выбивающееся из представлений о фэнтези: в романе нет маниакальных злодеев и даже таких, кого можно было бы смело причислить к служителям Зла. Нет даже просто откровенно плохих людей. А есть всего лишь несколько хороших парней — ничем, в общем то, не выдающихся, делающих такие понятные любому человеку ошибки (причем это даже не сознательные действия, а просто «Нет» или «Да», сказанные поспешно и под влиянием эмоций), о которых потом жалеют всю жизнь.
И еще больше огорчу любителей фэнтези. Даже интрига с заговором царства Гальт по подрыву экономической мощи города Сарайкет — не тайна для читателя или сюжетообразующая нить. Едва ли не с первых страниц мы знаем об этом буквально все: что и когда произойдет, кто за этим стоит, чего добивается и кто выполняет задуманное.
Потому что главная интрига не в заговорах, магии или истории одного богатого города, а в том, что решат и как поступят несколько хороших людей, поставленных перед выбором свершения чего-то неправильного, пятнающего совесть, лишающего невинности молодости или разрушающего многолетнее доверие. И самое печальное, герои попадают в такие жизненные ситуации — что по отношению к другим, что по отношению к себе, когда любой выбор будет бесчестным и неправильным. Только степень бесчестия и неправильности будет разная.
Это скорее история о том, что хорошим людям живется много тяжелее, чем плохим, и о том, что нет в жизни готовых рецептов, гарантирующих решение всех проблем, о том, что даже за маленькую ложь, случайную измену или не смертельное предательство придется заплатить немалыми кусочками собственной души (а еще о том, что правду-матку тоже не стоит резать, не подумав, иногда, знаете ли, лучше промолчать).
Я вообще бы не стала рекомендовать этот роман с его плавным развитием событий, когда персонажи то и дело застывают в красивых позах ожидания, любителям эпичности и героики мужского пола. Зато дамы смогут оценить сразу несколько любовных историй, каждая из которых по-своему драматична, сочувствовать практически всем героям — главным и второстепенным, какой бы выбор они не сделали и к каким бы последствиям этот выбор не привел. Тем более, роман не слишком объемный(не Робин Хобб с многостраничными самокопаниями героев) , скуп на сантименты и лишен слезливости (рыдать не будете).
Ну, и в финале маленький нюанс: а ведь несколько хороших парней даже не оказались бы перед выбором, если бы не одно молодое и эгоистичное Зло. Ну, вы поняли, то, от которого все беды. Но к этому Злу мы еще вернемся во второй книге цикла.
Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru